Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Карельская кукла оберег. Карельская кукла

Лихорадки, они же Лихоманки, они же Трясовицы– это злые демоны болезни в облике женщин-сестер. Представляются злыми и безобразными девами, чахлыми, заморенными, чувствующими всегдашний голод, иногда даже слепыми и безрукими. Слово «лихорадки» происходит от слов «лихо радеть», то есть действовать в чей-нибудь вред, заботиться о ком-нибудь, со злобным намерением, с лихостью; другие общеупотребительные названия: лиходейка, лихоманка («ма-нья» — привидение, «манить» — лгать, обманывать).

У Вилены проводятся занятия по этим куклам, фото слева — из приглашения на занятие по Лихоманкам от Вилены.

По преданиям демоны-лихорадки залетают в дом через трубу ночью и вселяются в людей, начинают их трясти, расслаблять их суставы и ломать кости. Измучив одного, лихорадка переходит в другого. При полете своем она целует избранные жертвы, и от прикосновения ее уст человек немедленно заболевает. Кому обмечет болезнь губы, о том говорят: «Его поцеловала лихоманка. »

Согласно славянской мифологии, создал Лихорадок злокозненный Чернобог из грязи, болотной жижи и колючек репейника. Летом богатырь Перун загоняет злых лихорадок в адские глубины огненные, потому в это время людям они не опасны. А с началом зимы, когда Перун засыпает, Чернобог насылает их вновь на род людской. Как начинает день быть короче ночи, нужно начинать беречься их. Например, защитных кукол делать.

В народе существует множество преданий и поверий о лихорадках. Сестры могут ходить по земле, как все вместе, так и в одиночку. Могут залетать в дом через печную трубу или вентиляционное окно. Могут окликивать людей с улицы ночами, кто отзовется во сне – заболеет. Из табуистических соображений зовут их ласкательно-приветливыми словами: добруха, кумоха, сестрица, тетка, гостьюшка, гостейка и др. Упоминаются случаи, когда людям удавалось погубить или поймать и заточить лихорадку. Наверное поэтому количество демониц в разных местах называется разное. Чаще всего, говорится о том, что числом их 9, 12, 13, хотя есть варианты и по 40, 77.

Согласно мифам уже христианских времен, лихорадок — девять или двенадцать крылатых сестер, дочерей царя Ирода и царицы Жупелы.

Повелевает сестрами-лихорадками старшая сестра по имени Кумоха – демоница весенней простуды. Остальные двенадцать сестер во всем ей послушны. Всем остальным сестрам народ тоже дал имена. Лихорадки в своих названиях описывают те муки, которыми каждая из них терзает больного.

Вот эти названия:

1. Трясся (Трясавица) — от глагола «трясти».

2. Огнея, или Огненная: «Коего человека поймаю (говорит она о себе), тот разгорится, аки пламень в печи», — то есть она производит внутренний жар.

3. Ледея, или Озноба (Знобея, Знобуха): словно лед, знобит род человеческий, и кого она мучит, тот не может и в печи согреться.

4. Гнетея — она ложится у человека на ребра, гнетет его утробу, лишает аппетита и производит рвоту.

5. Грудица или Грынуша — ложится на груди, у сердца, и причиняет хрипоту и харканье.

6. Глухея или Глохня — налегает на голову, ломит ее и закладывает уши, отчего больной глохнет.

7. Ломея, или Костоломка: «Аки сильная буря древо ломит, такоже и она ломает кости и спину».

8. Пухнея — пускает по всему телу отек (опухоль).

9. Желтея, Желтуха — эта желтит человека, «аки цвет в поле».

10. Коркуша, или Корчея — ручные и ножные жилы сводит, то есть корчит.

11. Глядея — не дает спать больному (не позволяет ему сомкнуть очи, откуда объясняется и данное ей имя); вместе с нею приступают к человеку бесы и сводят его с ума.

12. Невея (мертвящая), огнеястра — она всех проклятее, и если вселится в человека — он уже не избегнет смерти. (Это та самая плясавица, то есть Иродиада, ради которой была отрублена глава Иоанна Крестителя)

Для защиты от сестриц-трясовиц, злых лихорадок делали одноименных куколок.

Делали их из щепок обмотанных лоскутками (обязательно) из сношенной одежды. Куколок ставили на припечек или связывали шнурком и вешали около печной трубы. Считалось, что лихорадка, влетев ночью в дом через трубу, начнет осматриваться в поисках жертвы, увидит куклу, узнает в ней себя, в нее и вселится вместо кого-то из домочадцев. Поэтому, поработавших свой срок куколок сжигали по весне на Сараки или Чистый четверг или на Благовещенье (в разных местах по-разному), освобождая дом от негатива.

Изготавливая лихорадок, часто читали заговор, называя каждую по именам. Мастерство состояло в том, чтобы вязались куклы в ритме наговора, последний завязанный узел, совпадал с последним словом.

Одевали лихорадок покрасившее, поярче, чтобы кукла точно понравилась болезни-демонице.

Если в доме кто-нибудь болел, хозяйка уговаривала куклу освободить человека от болезни, начиная дополнительно украшать ее одежду и делать подношения. Когда добрые уговоры не помогали, хозяйка могла начинать бранить ее, обещая выставить на улицу, где холодно и голодно, или пугать, что бросит в печь.

Они отличаются: зимние на палочках , их делают пальцевого размера (Кумоха средний, остальные безымянный), и живут они кучкой, а весенние лихоманки — тряпочные и в рядок на ниточке вертятся.

МК по зимним Лихоманкам смотрите в следующей статье.

По сути это тринадцать куколок-скруток: двенадцать в ширину ладони высотой и одна вдвое большая — Кумоха.

Для основы используют только «мертвое» дерево – щепки, сучки от полена, давно сломанные с дерева засохшие ветки. Длина палочек – высота будущей куклы.

От белой ткани отрывают длинную полоску такой же ширины, как заматываемая палочка. Далее, палочку заворачивают-закручивают в лоскут, так же как сматывают бинт.

Закрутка может быть заготовкой и для других видов кукол. Традиционно закрутку делают «на колене». На колени вдоль ноги раскладывается полоска ткани, на полоску кладут палочку, катят палочку по ткани ладошкой, наматывая на палочку ткань. Уже смотанную закрутку можно катать ладонью по колену пока она не загладится, уплотнится и не прекратит раскручиваться.

Закрутку перевязывают ниткой в двух местах. Первый раз посередине (как пояс) и другой раз в 2/3 от верхней половины (отделяется голова). Получается заготовка куклы. У этой куклы нитка никогда не наматывается крест-накрест. Ведь крест служит оберегом от злых демонов, а функция куклы-лихорадки отвлекающая и замещающая, она наоборот должна быть для них привлекательна.

Далее одеваем куклу: Повязать платок. Затем, платье — обмотать 2/3 туловища кусочком цветной ткани. Приложить передник. Перевязать-закрепить платье и передник пояском. Лихорадка готова. (Возможен вариант оформления кукол, когда платок одевается последним, уже поверх платья).

Мои лихоманки в процессе изготовления.

Мои Лихоманки — вместе с Кумохой.

Снова мои Лихоманки — вид сзади.

Перед родами женщина изготавливала 13 маленьких кукол для защиты своего ребенка и вешала их у трубы в избе. Если ребенок заболевал, мать «договаривалась» с одной из кукол о помощи в выздоровлении. В случае, если кукла не поможет, женщина обещала выставить ее из дома на улицу.

Помните, правильно сделанная кукла должна уметь стоять без опоры.

Размещают Лихорадок возле трубы или вытяжки. Большая лихорадка при этом располагается посередине. Их можно поставить на полку или, связав красным шнуром, повесить на стену.

Скажи мне, почему у тряпичных кукол все имена разные? - решила сегодня с порога озадачить меня Веселина.

Ну, вообще имя - это отличительный признак, который наделяет особенными характеристиками, - ответил я, не особо задумываясь.

Что такое имя, я понимаю, - Веселина укоризненно посмотрела на меня, - мне непонятно, почему называют именами, которые появляются по совершенно разным причинам. Нет никакой системы или логики. Куклу могут назвать в знак любого события, праздника, персонажа и даже способа изготовления. Как в этом можно разобраться?

А что тебя смущает в этом? У людей между прочим точно такая же ситуация - новорожденных с равным успехом могут нарекать как именем великих персонажей из прошлого, так и названием цветка или другого растения.

У некоторых народов вообще были сложные имена из двух и более слов, включающие в себя желаемые способности или особенно почитаемые характеристики. Например, в одних местах человека называли «Острый Глаз» или «Дочь Ветра», а на другом континенте не было удивительным, если девочку называли «Прекрасная белая лилия, распустившаяся лунной ночью в саду на восточном склоне зеленого холма на дальнем берегу большого озера». Так что в разные времена и у людей были совершенно неожиданные и удивительные имена.

В нынешние дни все изменилось, иногда уже имена и фамилии совершенно не нужны, вместо них используют идентификационные номера, лишающие человека личности, но зато удобные для учетных операций. Периодически разумная часть людей дает отпор подобным безумствам, но тенденция обезличивания в обществе слишком очевидна. К тому же, как известно, мудрость бессильна против глупости, поэтому будущее человеческого имени весьма туманно.


Так вот, возвращаясь к традиционным куклам, ничего нет удивительного, что в их названиях нет никакой системы. Мне видится, что все происходило постепенно - сначала возникли просто мотанки, скрутки и рванки - по типу конструкции куклы, потом в именах стали отражаться религиозные обряды, обычаи, традиции, затем уже названиями становились имена богов или приближенных к ним людей, или специальные функции куклы. Еще один вариант возникновения имен у кукол появился в последние столетия, когда люди начали изучать историю народной куклы, при этом определенную куклу называли, учитывая регион ее обнаружения.

Сегодня у нас в гостях именно такая - тряпичная кукла Карельская рванка.

Кукла Карельская рванка - история и значение

Люблю, когда у кукол такие говорящие имена, - сказала Веселина, вот с этой сразу понятно, как ее делать и откуда она родом.

Так и есть, - согласно кивнул я в ответ, тут нечего ни добавить, ни отнять.

Куклу изготавливали из лоскутов, оторванных от целого куска материи или от старой одежды - поэтому рванка. Так издавна называли игровых кукол, которых делали быстро, на лету, для того чтобы занять ребенка и отвлечь его от слез. То, что кукла называется просто по способу изготовления, говорит о ее почтенном возрасте, исключая вариант, когда просто нет точных сведений о ней. То есть ее делали еще в то время, когда не было необходимости вносить какие-либо уточнения в название для отличия от других кукол. Так что можно с определенной долей уверенности говорить о том, что возраст Карельской рванки составляет не одну тысячу лет.

Принадлежность куклы к народам, проживающим на северо-западных территориях нашей страны, определяет прилагательное «карельская». Такое дополнение говорит о двух вещах. Во-первых, о том, что кукла была обнаружена и распространена в регионе, где находится Карелия, а, во-вторых, произошло это сравнительно недавно, потому что название племени «карелы» стало известным не ранее девятого столетия нашей эры. Поэтому в итоге время появления Карельской рванки представляется в большом диапазоне - от нескольких тысячелетий тому назад до девятого века нашей эры.

С другой стороны, если учитывать слово «карельская», как просто современное уточнение принадлежности куклы к конкретному региону, то его можно вообще не учитывать в ее хронологии. В таком случае мы возвращаемся к первому выводу об очень древнем происхождении куклы.

Другой интересный момент - внешняя схожесть Карельской рванки с и , а также с . Иногда этих кукол путают, объединяют всех вместе или считают вообще одной и той же куклой. Мы об этом уже говорили в предыдущих статьях и повторяться не будем. Здесь отметим, что и Карельская рванка при ближайшем рассмотрении имеет с перечисленными куклами очень немного похожего, а вот отличия есть, и они существенны. Прежде всего, это резанные элементы одежды, что автоматически делает невозможным ее использование в роли оберега, поэтому мы считаем Карельскую рванку в чистом виде игровой куклой.

Кукла Карельская рванка - как сделать

В конструкции этой куклы собраны сразу несколько элементов, считающихся основными при изготовлении многих других кукол. Голова Карельской рванки - это узелок из ветоши и квадратного лоскута белого цвета. У многих других узелковых кукол руки делаются из двух противоположных концов головного узелка, но руки у этой куклы изготовлены отдельно в виде маленькой скрутки и вставлены между концами узелка. Грудь куклы из двух маленьких узелков прикладывают примерно на середину расстояния между шеей и талией и закрепляют ниткой.



Кукла Карельская рванка, платок крепят углом.
Кукла Карельская рванка, края платка можно завернут в складки юбки, получается аккуратно.

На кукле обязательно должен быть жилет, это тоже отличие Карельской рванки от других подобных кукол. Прямоугольный лоскут разрезается посередине и одевается так, чтобы закрыть грудь и спину от шеи до талии. Юбка разрезается в крестообразно в центре и крепится на талии выворотным способом. На нее углом накладывается передник и подвязывается поясом. На голове - повойник и косынка.

Да уж, по виду юбка у нее - совсем как у Платочницы, а делается совсем по-другому, - рассматривая куклу, сказала Веселина.

Так и в жизни бывает - вроде снаружи похоже, а внутри - не то. Ну что, кукла готова, найдешь ей место в городе?

У меня как раз есть пустой дом по соседству с платочными куклами, поселю ее там, пусть все дружной компанией и гуляют, - ответила Веселина, и мы распрощались.

На этом у меня сегодня все, если вам стало интересно, то делайте сами таких кукол, обучайте своих детей и знакомьте их с традициями и обычаями славянских народов. Пусть у них будет выбор, какими игрушками играть - тряпичнными куклами или пластиковыми монстрами.

Спасибо за внимание, всем успехов, пока.

Для древних славян куклы являлись оберегом, символом благополучия, гармонии в мире, их почитали, придавая сакральное значение связи человека и сил природы, божественной силы.

В основе кукол-оберегов были образы женщин, к которым относились с особой почтительностью, как к основательницам рода, хранительницам домашнего очага.

Так древние куклы делались из золы, которую брали из того же очага или позже из тряпок. Ее называли кукла Баба и передавали с поколения в поколения по женской линии.

Позже такие обереги стали делать из дерева, глины, ткани, соломы. Все куклы были красиво наряжены.

народная кукла Баба славян

Кукла-оберег для малыша Карельская рванка или Капустка, до рождения ребенка и после

Для каждой семьи появление ребенка было огромным событием. Интересны традицонные куклы-обереги вепсов, народов Карелии. У них было заведено делать до рождения малыша куклу Капустку или Карельскую рванку .

Для матери было чрезвычайно важно не только вырастить и воспитать своего ребенка, а и защитить его от злых духов, которые могли завладеть его душой. Поэтому специально для него делались куклы из цветных лоскутков ткани.

В завернутую, ничем не сшитую игрушку вкладывалась вся материнская любовь и тепло. Перед появлением на свет ребенка в колыбельку клали оберег.

Кукла Пеленашка для отпугивания злых духов

А чтобы отпугнуть злых духов делали специальную куклу Пеленашку и клали ее в кроватку ребенка. Кукла Берегиня Сна охраняла детский сон, успокаивала его.

Целебные куклы-обереги славян

Куклы-травницы

Были также обереги из трав для поддержания здоровья семьи. Такие куклы делались изо льна или хлопка. Внутрь туловища накладывали разные травы: зверобой, мяту, хвою, тысячелистник. Когда кукла в первый раз заносилась в дом, куклу терли и запах наполнял все комнаты. Часто такие куклы улаживали возле больного или ребенка. Каждые два года делались новые Кубышки-травницы.

Куклы Лиходейки (Лихоманки)

Кукла Лиходейка вешалась в доме и забирала себе все болезни, так как считалась двойником человека и что болезни возьмут тряпичного человечка, а не настоящего. Две полоски ткани скручивались в виде креста (туловище и ручки, должна получиться фигурка с оттопыренными ручками, а потом оберег вешался на стену. Одна из разновидностей таких кукол — 13 кукол Лиходеек (Лихоманок) против болезней. Их имена – Трясея, Отпея, Глазея, Аввареуша, Пухлея, Желтея, Старея, Каркуша, Немея, Авея, Глухея, Храпуша и старшая сестра Кумоха.

Они приходились друг другу сестрами. Изготавливались они из не новой одежды, можно было сделать из постельного белья, но той, которую одевали в добрые счастливые часы. Традиционные цвета для изготовления кукол: красный цвет жизни и белый чистоты, порядка.

Славянские куклы — обереги Лиходейки

Куклы Десятиручки для помощи по хозяйству

А вот в хозяйстве помогали куклы Десятиручки. Их специально ставили на видное место. Они помогали в ежедневной работе, поддержании порядка в доме.

Кукла Десятеручка для помощи по дому.

Куклы-обереги колокольчики для оберега веселья

Славяне не только работали, но и развлекались. Их веселья оберегали куклы Колокольчики. Их вырезали из дерева.

Кукла-крупеничка

Очень интересная была куколка Крупеничка . Каждую осень в нее насыпали горсть зерна из нового урожая. Весной это зерно брали для посева нового урожая, а зимой могли отсыпать зерна, если семья голодала. Так, когда кукла была худая, было видно, что семья бедствует.

Куклы-обереги на удачное замужество

Хоть куклы обереги и были похожи на женщин, у них не было отличительных черт, чтобы злые духи не могли в них поселиться.

Их считали своими друзьями, поэтому при создании кукол не использовали иглы. Древнеславянские куклы-обереги воплощали знание, веру народа в светлое будущее и связь с поколениями

Наши предки кукол не покупали — делали игрушки своими руками. Каждую девочку с четырех-пяти лет учили этому мастерству. Куклами до семи лет играли и мальчики, и девочки. Повзрослев, мальчики брались за пилы и топоры, а у девочек куклы оставались на всю жизнь. Когда девушка выходила замуж, считалось абсолютно приличным взять с собой сундук с куклами и привезти его в дом мужа. Этот сундук напоминал женщинам о беззаботном детстве, девичестве, юности и семье.

Куклы делали из ткани, из лыка или из соломы. Фото: Николай Смирнов

Технологии

Народные куклы называют рванками или скрутками — по способу их сборки. Ножницы, иглы и прочие колюще-режущие предметы для изготовления кукол не использовали: им передается часть души человека — колоть и резать куклу нельзя.


Валентина Юргайтите, сотрудница музея «Кижи»:

— К кукле действительно относились как к подобию человека. С чем было связано и бережное к ним отношение. Считали, что если сделать кукле лицо, то кукла может ожить. В нее может вселиться злой дух, кукла заживет своей жизнью и сможет вредить домочадцам. Поэтому куклам на всякий случай лицо не рисовали, остерегались ее силы, тем самым признавая, что сила эта есть.


Безликая кукла развивала воображение у ребенка — он сам мог додумать, какая она по характеру. Кукол чаще всего делали из старой, впитавшей положительную энергию материнской одежды. И только для праздничных кукол использовали дорогие покупные ткани.
Отжившую свой век куклу не выкидывали, а разбирали. Это символизировало обратимость жизни: как куклу можно легко скрутить, а потом раскрутить, так и мы приходим в этот мир ненадолго, а затем его покидаем, уступая место новым поколениям.

Сакральный смысл

Куклы в древности выполняли много функций-назначений: были игрушками, оберегами или частью обрядов.

Пеленашки. Фото: Николай Смирнов

— первая в жизни ребенка кукла. Мать изготавливала её ещё до рождения малыша. Пеленашку клали в колыбель: считалось, что она согревает люльку и оберегает ребенка от злых сил и сглаза. Пеленашка — двойник новорожденного, и считалось, что злые силы, придя в дом, вселятся в нее, а самого ребенка не тронут.

Когда девочка вырастала, уже на ее свадьбе, на пиру пеленашка лежала на коленях невесты. Она привлекала материнскую силу, девица свыкалась с мыслью, что она сама будущая мать.

Малышок-голышок – единственная народная кукла, которую можно было переодевать. Чем вам не современный пупс? Фото: Николай Смирнов

Когда ребенок немного подрастал, мама делала ему куклу Ведучку :

Куклы не только оберегали ребенка от злых сил или веселили его. Они помогали молодым мамам в уходе за ребенком. Так, голову куклы-бессонницы набивали успокаивающими травами: пустырником, валерианой, мелиссой. Такую куклу давали ребенку и приговаривали: «Бессонница, играй с этой куклой и не играй с моим дитя». Малыш, вдыхая запахи трав, постепенно успокаивался и засыпал. Была и кукла от колик . Ее держали на печке. Давали ее ребенку, если у него заболел живот, и кукла своим теплом успокаивала боль.

У замужней женщины – бездна домашних хлопот. Быть хорошей хозяйкой и все успевать тоже должна была помочь кукла.

Десятиручка. Фото: Николай Смирнов

Десятиручку дарили молодухе – девушке, недавно вышедшей замуж. По легенде, покровительница ремесленников богиня Макошь сжалилась над одной женщиной, которая никак не успевала по хозяйству, и подарила ей еще две руки. Но даже с четырьмя руками хозяйка не все успевала – столько у нее было дел. Макошь подарила ей еще две руки, и так до тех пор, пока у женщины не оказалось целых десять рук. Когда же и это не помогло, Макошь забрала у нее лишние восемь рук и подарила куклу Десятиручку.

Попробуйте найти отличия, где девка, а где баба? Фото: Николай Смирнов

Символом начала взрослой жизни была и — кукла-перевертыш, единая в двух лицах. Она символизирует переход от беззаботной юности ко взрослой жизни умудренной опытом женщины. Девка олицетворяет красоту, это птичка, которая улетит из родительского дома, она беззаботна и весела А баба – хозяйственная, степенная, у нее все заботы о доме и о семье. Она больше глядит в себя и оберегает свой дом и ребенка.

Для несемейных девок тоже имелся ряд кукол, которые помогают устроить личную жизнь и удачно выйти замуж.

Славутница — воплощение красоты и нарядности. Фото: Николай Смирнов

Объединяет в себе все качества завидной невесты. Название ее – от слова «славутность» — женская привлекательность. Ее кукла и помогала обрести девушке. Славутницу делали с особой тщательностью — красивой и ладной. По ней судили и о мастерстве будущей невесты.

Жена — шея. Фото: Николай Смирнов

У куклы на замужество — длинная шея, на которую надевали несколько платков. На каждый из них загадывали пожелания будущему мужу — какой он должен быть. Чем больше требований у невесты, тем длиннее шея куклы. Но злоупотреблять не советовали – бойтесь своих желаний. Кукла без рук, потому что в семье главный работник — муж, он должен быть рукастым. А жена — шея, как в той известной поговорке. Куклу на замужество ставили на окно избы – это был знак сватам, что пора уже приходить.

Кукла-кормилка была распространена у вепсов. Фото: Николай Смирнов

Идеал женской красоты наших предков воплотился в кукле-кормилке . Форма куклы восходит к языческому культу матери-прародительницы, которую всегда изображали с подчеркнуто преувеличенными женскими формами. Конечно же, это символ плодородия, но вместе с тем идеал красоты крестьянской женщины, которая должна быть сильной, крупной и выносливой, пригодной для тяжелой физической работы.

Символом плодородия была и кукла зерновушка. Фото: Николай Смирнов

— одна из главных кукол в доме, оберег на сытость и достаток. Ее делали из мешковины после сбора урожая. Набивали самой лучшей, отборной крупой и бережно хранили до следующего сева. С зерна из куклы начинали новую посевную. На дно куклы иногда могли положить и монетку.

Знакомьтесь: Дряхлея, Глупея, Глядея, Ленея, Немея, Ледея, Трясея, Дремлея, Огнея, Ветрея, Желтея, Авея. С ударением на последний слог. Фото: Николай Смирнов

Ещё одна кукла — лихоманка. Это оберег в виде 12 фигурок демонов-трясовиц. Они залетают в дом через трубу ночью и вселяются в людей, начинают их трясти, расслаблять их суставы и ломать кости. Измучив одного, лихорадка переходит в другого. При полете она целует своих жертв, от этих поцелуев человек заболевает. Зовут их в соответствии с муками, которые лихоманки могут причинить.

Оберег вешали на красной нитке над печкой. Считалось, что лихоманка, влетев в дом через трубу, увидит куклу и вселится в нее. Поэтому куклы делали яркими, чтобы лихоманка сразу их заметила. В конце года оберег сжигали, чтобы с пеплом, с дымом болезни из дома ушли.

Крутить лихоманок надо уметь:

Мастер-класс

Некоторые куклы имеют достаточно сложное устройство, и без сноровки с ними не справиться. Однако есть и такие экземпляры, которые просто сделать в домашних условиях.

Например, если вы хотите, чтобы поскорее настали теплые дни, попробуйте сделать мартиничек .

Мартиничек можно повесить на дерево или украсить ими одежду. Фото: Николай Смирнов

Этих куколок использовали в обряде закликания весны. Мартиничек вешали на деревья, они символизировали «зацветание» природы: белая – зима, а красная – весна.

Как сделать пеленашку

В домашних условиях можно сделать и пеленашку. Мастер-класс нам показала сотрудница музея «Кижи» Кристина Салахова.

Для пеленашки нам потребуются:
— длинный и узкий отрез ткани (белый) — для основы куклы;
— кусочек ткани поменьше (голубой) — нижний платочек куклы;
— два одинаковых цветастых квадратных отреза — ими пеленаем;
— нитка белая тонкая и нитка красная потолще.

Ингредиенты для пеленашки. Не забудьте, что иглы и ножницы использовать нельзя! Все рвем руками. Фото: Николай Смирнов

Скручиваем из длинного отреза ткани скруточку. Перевязываем ее красной (обережный цвет) ниткой по центру — в районе пупка будущей куклы. Нитку обязательно разместить крест-накрест, тогда обережности у пеленашки будет больше.

Пеленашка. Шаг первый. Фото: Николай Смирнов

На скруточку аккуратно надеваем нижний платочек. Его перевязываем белой ниткой.

Пеленашка. Шаг 2. Фото: Николай Смирнов

Сверху надеваем на куклу еще один платок, на этот раз цветастый. И снова перевязываем белой ниткой.

Пеленашка. Шаг третий. Фото: Николай Смирнов

Наконец, оборачиваем нашу пеленашку оставшимся куском ткани, перевязываем красной, красивой нитью крест-накрест. Пеленашка готова.

Тематической выставке в музее — 153 куклы из коллекции Татьяны Яшковой. У каждой куклы своя история и свое предназначение.

Карельская рванка – северная народная тряпичная кукла. Нашли этнографы такую куклу в деревне Киндасово. Рванка – это карельский и архангельский вариант «куклы-кормилки». Как и любая «кормилка», она символизирует достаток и плодородие. Делают ее или дарят с мыслями и пожеланиями благополучия в семье, здоровья всем домочадцам и достатка в доме. Но есть у карельской рванки свои особенности. Ее костюм отражает детали одежды жителей южной Карелии. У этой тряпичной куклы есть жилет – традиционно красных тонов – а юбочка и фартук повязываются под углом. Как и большинство народных тряпичных кукол Карельская рванка делалась без помощи иглы и ножниц. Это слышно даже и в названии – материал разрывали, потому и рванка.

Как сделать народную тряпичную куклу Карельская рванку.

Все размеры даны ориентировочно. При таких размерах получается кукла высотой 13см.

1. Делаем голову кукле рванке. На квадратный кусок ткани 20х20см светлого цвета кладем синтепон и завязываем ниточкой под головой. Удобно наметить на тряпочке карандашом центр.

2. Делаем ручки для куклы рванки. Прямоугольный кусочек ткани 16х10 см подгибаем с коротких сторон и складываем длинные края к центру.

Завязываем ниточки с концов ручек – получились ладошки.

3. Вкладываем ручки между кусочками тела.

Ниткой завязываем под ручками.

4. Делаем груди для куклы рванки. На два квадратных кусочка ткани 10х10 см кладем синтепон и завязываем ниткой, формируя упругие шарики. Ниточки от завязывания оставьте длинными.

5. Груди подвязываем к тряпичной кукле с помощью оставшихся ниток.

6. Для жилета возьмем кусочек ткани 6х15см. Сделаем Т-образный разрез в середине, сместив его немного в сторону спинки.

Одеваем на нашу тряпичную куклу жилет и подвязываем его под грудью.

7. Для юбки рванки нужен квадратный кусок ткани 15,5х15,5см. Делаем крестообразный разрез в центре лоскута.

Одеваем юбку на тряпичную куклы выворотным способом и подвязываем ниткой.

Юбочку опускаем вниз и расправляем.

8. Для фартука нужен квадрат ткани 5х5см. Кладем тесьму или веревочку на уголок квадрата и перегибаем его.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Самвел Карапетян: миллиардер, который знает цену своим словам и поэтому не любит ими разбрасываться Черно-белая сказка в цветах
Выходные дни в честь празднования дня народного единства Кто определяет, как россияне отдыхают в праздники
Официальные праздники и выходные дни в россии