Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Конспект НОД по физической культуре в разновозрастной группе: "Волшебное путешествие". Особенности организации физического воспитания в разновозрастной группе Физическая культура в разновозрастных группах

Марина Старыгина

КОНСПЕКТ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ СЕМЕЙНОЙ ГРУППЕ

ДЕТСКОГО САДА.

Тема : ’’ Прогулка по осеннему лесу’’ .

Задачи : младший возраст - Учить сохранять устойчивое равновесие при ходьбе на повышенной опоре; упражнять в энергичном отталкивании от пола и мягком приземлении на полусогнутые ноги в прыжках с продвижением вперед. Развивать ловкость. Воспитывать организованность.

Старший возраст - Упражнять в сохранении равновесия, прыжках. Развивать выносливость. Воспитывать интерес физкультуре и спорту .

Материал к занятию : оформление помещения по теме, гимнастическая скамейка, обручи, мячи, листья, 3 игрушки – лягушки, музыкальное сопровождение.

Ход занятия : 1. Вводная часть

1. Ходьба по залу врассыпную между’’ деревьями’’.

2. Бег по кругу (‘’птички полетели’’) .

3. Ходьба и перестроение в колонны.

1.’’ Потянулись к солнышку’’.

И. п. - основ. стойка, руки внизу.

1- поднять руки через стороны вверх,2-в и. п. -3-4 раза младшие дети,

5-6 раз старшие дети

На 1-Дети старшего возраста поднимаются на носочки, хлопок над головой.

2. ‘’ деревья качаются’’.

И. п. - на ширине плеч, руки вверху

1Наклон в правую сторону,2-и. п. то же в левую сторону.

Дети младшего возраста в произвольном темпе 4 раза,

старшие дети -6 раз.

3.’’ Поймай комара’’

И. п. - основная стойка,

1- присесть, руки вперед, хлопок.

2-в и. п. -5 раз

4.’’ Жуки’’.

и. п. - лежа на животе.

1-4 - Одновременно поднять

Медленно поднять руки и ноги вместе.

5.’’ избушка’’.

И. п. - стоя на коленях, руки в упоре впереди.

1. выпрямить ноги, посмотреть вперед;

2. в и. п. старшие дети выполняют упражнение 5 раз.

6. ‘’весело- весело’’.

И. п- основная стойка, прыжки (старший возраст- прыжки вокруг себя) на месте чередуем с ходьбой. 2 раза по 10 сек.

2. Основная часть : ’’ пройдем по мостику’’. Младшие дети идут по скамейке. Руки на поясе, на середине присесть, руки в стороны, встать, пройти до конца скамейки и сойти.

Старший возраст - Ходьба по гимнастической скамейке на носках, руки за голову, на середине присесть. Пройти боком, приставным шагом.

‘’ перепрыгни лужицы’’.

Старший возраст - прыжки на двух ногах из обруча в обруч, обручи расположены в шахматном порядке. Младший возраст - прыжки на двух ногах, продвигаясь вперед до предмета на расстояние 3м. (до лягушки) .

‘’веселые ребята’’.

Старший возраст - Перебрасывание мяча друг другу двумя руками снизу, из-за головы.

3. Заключительная часть :

Ходьба по залу.

П/и ‘’лягушки’’.

Подвижная игра малой подвижности

‘’найди лягушку’’.

Публикации по теме:

Конспект занятия педагога-психолога с детьми средней группы «Путешествие по осеннему лесу» Конспект занятия педагога-психолога с детьми средней группы «Путешествие по осеннему лесу» Задачи: - создание атмосферы эмоциональной.

Конспект НОД в разновозрастной группе «Прогулка по осеннему лесу» компенсирующего вида Московского района Санкт-Петербурга Конспект НОД в разновозрастной группе «Гномики» ГБДОУ № 6 компенсирующего.

Конспект игрового физкультурного занятия в первой младшей группе «Прогулка в лес за подснежниками» Конспект игрового физкультурного занятия в первой младшей группе «Прогулка в лес за подснежниками»

Конспект музыкального развлечения для детей первой младшей группы «Прогулка по осеннему лесу» Конспект музыкального развлечения для детей 1 младшей группы «Прогулка по осеннему лесу» Программное содержание: Воспитательные задачи:.

Ответственный: Музыкальный руководитель: З. Ф. Халилова. Комиссия: Заведующий МБДОУ «Детский сад «Лучик»: Фролова С. Ф. Секретарь: Цирик.

Конспект экскурсии «Прогулка по осеннему парку» для детей младшей группы. Цель: формировать у дошкольников представления о состоянии природы.

Разделы: Работа с дошкольниками

Цель: Организовать проведение физкультурного занятия с детьми дошкольного возраста в разновозрастной группе.

В семье растет ребенок… Родители хотят видеть его здоровым, умным, сильным. Основа этих качеств закладывается в детстве. В каких бы условиях не воспитывался ребенок, ему необходимы средства для своевременного и правильного развития движений: просторное помещение, предметы, побуждающие его к действию, подвижные игры, а также специальные занятия физической культурой. В последнее время во многих детских учреждениях открывают разновозрастные группы, являясь моделью общества, в котором сосуществуют дети разных возрастов, уровня развития, способностей и интересов, оказывают содействие более высокому уровню личностного развития. Но при всём этом возникает вопрос, как же организовать физкультурные занятия в таких группах, если у каждого возраста есть свои нормы, обусловленные физическим развитием.

В нашем детском саду функционирует 4 разновозрастные группы. Для занятий физической культурой дети делятся на подгруппы, в которые входят дети 2-х возрастов:

1 подгруппа вторая младшая и средняя группы;

2 подгруппа старшая и подготовительная группа.

Общая продолжительность занятий не более 15 и 25 минут соответственно, промежутки между занятиями 10 минут.

Одной из важнейших проблем в дошкольном воспитании является правильно спланированные физкультурные занятия, а особенно для детей занимающихся в разновозрастной группе. Решение данной проблемы начинается с реализации обязательных условий проводимых занятий:

– наличие спортивной формы;

– присутствие младшего воспитателя;

– отсутствие обуви и чешек, дети занимаются босиком, за исключением холодных периодов (отключение отопления);

– влажная уборка спортивного зала перед занятием, проветривание.

Учитывая все особенности двух возрастов, для обеспечения достаточной моторной плотности занятия и сохранения высокой работоспособности заранее распределяется чередование отдельных видов деятельности и отдыха, который может быть активным и пассивным. Поэтому на наших занятиях для повышения полезного времени используется смена мышечной нагрузки. Например, в основной части занятия после ходьбы по гимнастической скамейке или метания проводится подвижная игра с бегом. Для более быстрого перестроения и распределения детей на занятиях выбираются поточный способ выполнение упражнений и основных видов движений, а также выполнение ОВД с помощью распределения детей по возрастам (применяется, если программное содержание подразумевает сложности в выполнении у младшей группы (рис.1)).

Рисунок 1
Пример распределения заданий на занятии
по физической культуре в разновозрастной группе

Планирование для разновозрастной группы начинается с составления перспективного плана и плана развития основных видов движений для каждого возраста. Подробное составление плана конспекта для разновозрастной группы, в котором объединяются задачи для двух возрастов, позволяет четко дифференцировать задания с учетом возрастных возможностей. Например, в упражнении ходьба, по гимнастической скамейке перешагивая через кубики, средние получают задание перешагивать, младшие идут по гимнастической скамейке без кубиков с сохранением равновесия. На занятиях активно используется крупный спортивный инвентарь и различные игровые приемы, основанные на подражании и непременном участии взрослых. Всё это помогает развитию способности быстро реагировать на новые условия.

В период дошкольного детства познавательная активность ребёнка направлена на формирование чувственного образа окружающего мира. Поэтому при выполнении любого упражнения проговаривается, где те или иные навыки пригодятся в жизненной практике. Например, ребенок, выполняя упражнение – ходьба по гимнастической скамейке – на улице – это преодоление расстояния по узкой доске через ручеек и т.д. Для достижения этой цели решаются задачи содействия развитию: концентрации внимании; произвольных движений; способности делать выбор, принимать решения и нести за них ответственность, самостоятельно учиться.

Проведение занятий в разновозрастной группе имеет несколько положительных моментов:

  • Способность быстро перестроиться за старшими детьми в выполнении отдельных упражнений (бег змейкой - дается задание бежать за старшими детьми);
  • Своевременные подсказки младшим детям в выполнении отдельных упражнений (в разминке: старшие дети обращают внимание малыша, выше поднять руки, голову вниз не опускать и т.д.);
  • учиться друг у друга, особенно актуально, когда дети выполняют упражнения фронтальным способом (есть возможность посмотреть, как делают старшие дети и возникает желание повторить);
  • дифференцированное обучение детей основным видам движений и игровым упражнениям, направленным на регулирование двигательной активности. Гиперактивные дети учатся управлять своим поведением в соответствии с установленными правилами и нормами, быстрее и качественнее выполняют двигательные задания. У малоподвижных детей пробуждается интерес к спортивным играм и упражнениям, возникает интерес участвовать в соревнованиях, улучшаются показатели физической активности.

Для работы с разновозрастными детьми необходимо придерживаться следующих принципов:

  1. Учет индивидуальности каждого ребёнка. Занятия по физическому воспитанию проводятся таким образом, чтобы каждый ребенок получил физическую нагрузку с учетом его индивидуальных показателей. Для определения этих показателей используется система тестирования физических качеств, где определяется и контролируется нагрузка на организм детей.
  2. Обеспечения свободы развития. В течение всего занятия дети выполняют упражнения под контролем инструктора по ФВ, после предварительного показа и краткого рассказа в зависимости от возраста учащихся. В конце каждого занятия выделяется время для свободной деятельности. Ребята выбирают тот спортивный инвентарь, с которым им нравится заниматься и который вызывает у них больше положительных эмоций.
  3. Широкое использование возможностей физического воспитания как основы последующего интеллектуального развития ребёнка. Каждое занятие заканчивается подвижной игрой и игрой малой подвижности, где необходимо быстро подстраиваться под ситуацию, проявляя свои интеллектуальные способности.

На занятиях в разновозрастной группе нет четких рамок для выполнения определенных основных видов движений, так как многие малыши смотрят на старших детей и просятся попробовать выполнить упражнение более сложное. У ребенка получилось или есть, какие-то способности или он старается, нет причин запрещать ему это упражнение совершенствовать или знакомиться с ним, но все манипуляции проходят под контролем взрослых инструктора по физической культуре и младшего воспитателя, который находиться на занятии.

В заключение хочется отметить, что занятия в разновозрастной группе способствует формированию у детей способности к взаимопомощи, сопереживанию, а также формирование у ребенка потребности в здоровом образе жизни, оценке своих физических возможностей и путей достижения поставленных целей.

Введение

Глава 1. Возрастные особенности и программно-нормативные основы физического воспитания детей дошкольного возраста 11

1.1. Возрастные особенности детей 4-6 лет 11

1.1.1. Физическое развитие 12

1.1.2. Закономерности развития физических качеств 18

1.1.3. Особенности развития психических процессов 22

1.2. Программно-нормативные основы физического воспитания детей дошкольного возраста 30

1.3. Обучение и воспитание детей в разновозрастных группах 39

Глава 2. Методы и организация исследования 47

2.1. Методы исследования 47

2.2. Организация исследования 51

2.3. Характеристика контингента испытуемых 53

Глава 3. Динамика характеристик физического и психического развития детей 4-6 лет в условиях обучения и воспитания в ДОУ 54

3.1. Физическое развитие 55

3.2. Физичзская подготовленность 60

3.3. Психические процессы 69

Глава 4. Эффективность методики физического воспитания для детей 4-6 лет в разновозрастных группах 78

4.1. Характеристика программы физического воспитания детей 4-6 лет в разновозрастных группах 78

4.1.1. Методические особенности проведения физкультурных занятии в разновозрастных группах 88

4.2. Условия проведения педагогического эксперимента 114

4.3. Результаты педагогического эксперимента 115

4.3.1. Физическое развитие 115

4.3.2. Физическая подготовленность 118

4.3.3. Психические процессы 122

Резюме 126

Список литературы 135

Приложения 156

Введение к работе

Актуальность. Основным условием усиления политической и экономической роли Российской Федерации и повышения благосостояния ее населения является обеспечение роста конкурентоспособности страны .

Главное преимущество высокоразвитой страны заключается в ее человеческом потенциале, во многом определяется образованием . На современном этапе развития российского общества именно в этой сфере находится ключ к обеспечению устойчивого экономического роста страны в средне-и долгосрочной перспективе .

Очевидно, что на социально-экономическое развитие, в первую очередь, влияют на формирование современной системы образования различного уровня и обеспечение его доступности .

В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы предусматривается интенсификация учебно-воспитательного процесса во всех учебных учреждениях России, в том числе и на уровне дошкольного образования . При этом сформулированный в этом важнейшем документе тезис о необходимости всемерного повышения качества педагогического труда, инициирует необходимость поиска новых подходов, способствующих повышению эффективности профессиональной деятельности различных категорий специалистов, которые участвуют в учебно-воспитательном процессе в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ).

Одним из возможных путей повышения уровня функционирования педагогических коллективов дошкольных образовательных учреждений в современных условиях, по мнению многих ученых и практических работников, является организация обучения и воспитания дошкольников в группах, сформированных по разновозрастному принципу .

Имеющийся отечественный и зарубежный опыт воспитания и обучения дошкольников в разновозрастных группах свидетельствует о достаточ

ном количестве преимуществ данного способа организации повседневной деятельности детей .

Такой подход также осуществлен во многих дошкольных образовательных учреждениях Центральной России, Сибири, Ставропольского края и Ростовской области. В настоящее время до 52% дошкольных образовательных учреждений в Краснодарском крае работают с детьми, организованными в разновозрастные группы. В г. Краснодаре из 180 дошкольных образовательных учреждений - 54 малокомплектных детских садов, в которых от двух до шести групп также сформированы из детей разного возраста.

Вместе с тем результаты анализа государственных документов, регламентирующих организационно-содержательные основы учебно-воспитательного процесса в ДОУ, в которых имеются разновозрастные группы детей, свидетельствуют об отсутствии научно обоснованных рекомендаций по содержанию, организации и, главное, методическому обеспечению образовательной деятельности педагогов, в том числе и по важнейшему виду их профессионального труда физическому воспитанию дошкольников.

Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что в программно-нормативных и содержательно-технологических аспектах физического воспитания детей дошкольного возраста образовались пробелы, обусловленные отсутствием научно обоснованных подходов к разрешению противоречий в создавшейся проблемной ситуации. Суть проблемы заключается в назревшей потребности разработки программы и методики физического воспитания детей в разновозрастных группах и в отсутствии системно исследованных путей ее решения в реальной практике.

Таким образом, проведение исследований, связанных с изучением проблем физического воспитания в разновозрастных группах, по нашему мнению, представляется актуальным.

Объект исследования - процесс физического воспитания детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - программно-нормативные и методические особенности физического воспитания детей 4-6 лет в разновозрастных группах.

Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать программу физического воспитания в разновозрастных группах ДОУ, способствующую повышению уровня физического и психического развития детей 4-6 лет.

Гипотеза исследования. Известно, что обучение и воспитание детей дошкольного возраста в разновозрастных группах имеет значительное количество преимуществ по сравнению с традиционными для ДОУ способами организации учебно-воспитательной деятельности .

Также известно, что физическое воспитание как социальное явление является мощным стимулом, способствующим интенсификации психофизического развития ребенка .

Предполагалось, что разработка и экспериментальное обоснование эффективности программы сопряженного физического и психического развития детей 4-6 лет в разновозрастных группах и методических рекомендаций по ее реализации в практике, позволят усовершенствовать программно-нормативные основы физического воспитания в ДОУ и будут способствовать повышению уровня развития основных физических качеств и психических процессов дошкольников.

Задачи исследования:

1. Определить возрастные особенности динамики показателей физического развития, физической подготовленности и психических процессов дошкольников 4-6 лет.

2. Разработать программу физического и психического развития детей 4-6 лет в ходе проведения обязательных форм физического воспитания в группах ДОУ, учебно-воспитательный процесс в которых организован по разновозрастному принципу.

3. Экспериментально оценить эффективность разработанной программы физического воспитания детей 4-6 лет в разновозрастных группах.

Методологическую основу исследования составляют современные представления о человеке как о природном и социальном существе (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Д.И.Фельдштейн); об общественно- исторической обусловленности и ведущей роли деятельности в становлении человека как личности (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев); единстве психического и физического развития как основы формирования гармоничной личности детей и важнейшей роли физической культуры в развитии этого процесса (В.К.Бальсевич, С.Д.Неверкович, Н.Н.Визитей, В.М.Выдрин,

А.В.Запорожец); логике (гармонии) развития (Л.С.Выготский, Г.Г.Наталов).

Теоретическая основа исследования базируется на научных положениях теории культуры (В.Е.Давыдова, Ю.А.Жданов, Н.С.Злобин); теории деятельности и психологической теории формирования личности (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, С.Д.Неверкович); теории физической культуры (Л.П.Матвеев, В.К.Бальсевич, Л.И.Лубышева, Г.Г.Наталов); учении о физиологических механизмах и закономерностях индивидуального развития (И.А.Аршавский, Е К.Аганянц).

Научная новизна

1. Выявлены особенности динамики показателей физического развития, физической подготовленности и психических процессов детей 4-6 лет, являющиеся объективной основой планирования целенаправленного физического и психического развития дошкольников в ходе организованных форм физического воспитания в разновозрастных группах в ДОУ.

2. Разработана программа физического воспитания детей в разновозрастных группах, способствующая интенсификации процесса физического и психического развития дошкольников.

3. Обоснованы методические подходы к реализации программы физического воспитания детей 4-6 лет в разновозрастных группах.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в дополнении теории и методики физического воспитания детей дошкольного возраста положениями, свидетельствующими о возможности целенаправленного физического и психического развития детей 4-6 лет в условиях специально организованного физического воспитания в разновозрастных группах с учетом необходимости оказания дополнительного педагогического воздействия на дошкольников 6-летнего возраста.

Практическая значимость результатов исследования:

1. Выявленные онтогенетические особенности физического и психического развития детей 4-6 лет в ходе стимулирующего обучения и воспитания позволяют природосообразно, с учетом установленных возрастных предпочтений сенситивного характера, планировать использование средств физической культуры в целях повышения результативности педагогического воздействия.

2. Разработанная программа физического воспитания детей 4-6 лет в разновозрастных группах органично дополняет документы, регламентирующие процесс физического воспитания в ДОУ и существенно повышает эффективность деятельности педагогических коллективов, направленную на совершенствование физического и психического развития детей дошкольного возраста.

3. Результаты исследования могут быть использованы в процессе подготовки специалистов по дошкольному, в том числе физическому, воспитанию в контексте улучшения качества их профессиональной компетентности по проблемам: повышения уровня физической подготовленности и психических процессов детей, обучающихся и воспитывающихся в разновозрастных группах; разработки технологии проектирования образовательных программ в области физического воспитания детей дошкольного возраста.

Положения, выносимые на защиту.

1. Объективно существующая потребность в разработке научно обоснованных подходов к физическому воспитанию детей 4-6 лет в разновозрастных группах обусловлена наличием большого количества ДОУ в Российской Федерации, организующих образовательную деятельность дошкольников по этому принципу, и отсутствием программно-нормативных государственных документов, содержательно и технологически обеспечивающих данный процесс.

2. Процесс физического воспитания детей 4-6 лет в разновозрастных группах целесообразно осуществлять на основе разработанной программы и обоснованных по результатам исследования методических рекомендаций, обеспечивающих существенное повышение уровня физического и психического развития дошкольников в ходе стимулирующего обучения и воспитания в ДОУ.

3. Основными методическими особенностями, обеспечивающими результативность реализации программы физического воспитания детей 4-6 лет в разновозрастных группах, являются:

Общность содержательных составляющих процесса физического воспитания дошкольников, дифференцированных по сложности и уровню физической нагрузки в зависимости от половозрастных особенностей детей;

Обусловленное задачами конкретного периода процесса физического воспитания детей 4-6 лет оптимальное соотношение совместной, фронтальной, физкулы/рно-спортивной деятельности дошкольников, а также групповых и индивидуальных способов организации учащихся в ходе проведения основных форм учебных занятий;

Активная деятельность шестилетних детей в качестве помощников педагогов ДОУ в процессе проведения различных форм физического воспитания дошкольников на основе их предварительной подготовки.

Внедрение полученных результатов. По теме диссертации опубликовано 6 работ, в том числе два методических пособия. Материалы исследования докладывались на научных конференциях профессорско-преподавательского состава КГУФКСТ в 2003-2005 годах.

Результаты исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс по физической культуре детских дошкольных учреждений № 6, 32, 232, 230 г. Краснодара.

Структура if объем диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, приложений и актов внедрения. Объем диссертации - 183 страницы печатного текста, иллюстрированного 34 таблицами и 7 рисунками.

Список литературы состоит из 226 наименований, в том числе 28 на иностранных языках.

Программно-нормативные основы физического воспитания детей дошкольного возраста

В настоящее время в практике обучения и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях Российской Федерации используется достаточно большое количество разнообразных программ .

Все программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста можно разделить на комплексные и парциальные.

Комплексные, или общеразвивающие, программы направлены на формирование у ребенка универсальных способностей. К ним относятся: «Детство» ; «Радуга» ; «Истоки» ; «Преемственность» .

Парциальные, или специализированные, программы включают одно или несколько направлений развития ребенка. Среди них выделены программы физкультурно-оздоровительного, валеологического направления и узкоспециализированные. К программам физкультурно-оздоровительного направления отнесены: «Физическая культура- дошкольникам» ; «Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми» ; «Здоровье» ; «Театр физического воспитания дошкольников» ; «Программа по физической культуре от 3 до 17 лет» .

К программам валеологического направления отнесены: «Здоровье с детства» ; «Здравствуй» ; к узкоспециализированным программам - «Старт» ; «СА-ФИ-ДАНСЕ» .

Выделяются также различные технологии, например: социально-оздоровительная технология «Здоровый дошкольник» .

Программа по физической культуре в детском саду- это документ, включающий перечень знаний о физическом воспитании и физических упражнениях для детей дошкольного возраста .

Новые программы, реализующие принцип сотрудничества, предусматривают внедренные в практику ДОУ личностно-ориентированную модель взаимодействия педагога с детьми. Несмотря на то, что программы отличаются друг от друга по структуре и содержанию, общим для них является то, что содержание раздела «Физическое воспитание» базируется на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой . В качестве основных целей выдвигаются: забота о здоровье детей, их всестороннее развитие и воспитание в соответствии с возрастными особенностями, подготовка к школе.

Анализируя (Программу» под редакцией М.А. Васильевой для детей подготовительной к школе группы, М. Sleap, P. Warburton отмечают, что в ней очерчен широкий круг задач, включающий формирование двигательных умений у детей. Однако дальнейшее совершенствование различных движений, особенно спортивного характера (катание на коньках, ходьба на лыжах, элементы спортивных игр и т.д.), в значительной мере обусловлено уровнем развития тех физических качеств, без которых они не могут быть выполнены, а этот аспект в данной программе не имеет должного отражения.

Авторская программа «Детство» состоит из 3 частей, в соответствии с тремя ступенями дошкольного возраста. В основу каждой части положены общие идеи, отражающие условия эффективного развития ребенка в дошкольные годы, его полноценное личностное формирование и становление готовности к школьному обучению.

Основные цели программы: обеспечение здорового образа жизни, начальная социализация, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, ведущим сферам бытия.

Задача воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не Е формировании сроков и темпов перевода его на рельсы школьного возраста, а, прежде всего, в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала.

Базовой основой реализации содержания программы является блок «Здоровый образ жизни». Его назначение - создать условия для полноценного физического и психического здоровья ребенка в детском саду, помочь ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, сформировать привычку к закаливанию и занятиям физической культурой. Однако в программе недостаточно подробно освещены вопросы организации оздоровительных мероприятий в режиме дня дошкольного учреждения (закаливание, примерный режим дня, гигиенические условия) .

«Радуга» - программа нового поколения, меняет взгляд на взаимодействие взрослого с ребенком. В ней впервые на практике реализуется личностно-ориентированное общение. Важным становиться не только усвоение знаний, но и забота о физическом и психическом самочувствии ребенка, об его эмоциональном благополучии.

Программа «Радуга», как и традиционная программа, ставит общие цели обеспечения счастливого детства, здорового образа жизни и полноценного физического и психического развития детей. В определении целей психического развития программа основывается на концепции Н.А.Леонтьева и М.И.Лисиной , задавая следующие направления: развитие целенаправленной деятельности, развитие сознания, развитие личности ребенка.

В отличие от других программ особое внимание уделяется воспитанию у детей личной физической культуры, формированию потребности в физическом совершенствовании, вооружению знаниями, умениями и навыками самостоятельных занятий, развитию умения правильно вести себя в ситуациях, угрожающих жизни, и способности предотвратить их.

Своеобразие программы состоит в том, что активность и интерес детей к занятиям стимулируются смыслообразующими игровыми мотивами - введением воспитателем игровых персонажей и сюжетных игр на всех занятиях.

В программе наблюдается некоторый разрыв между декларируемыми общетеоретическими психологическими основаниями и конкретными целями и содержанием педагогического процесса. Недостатками программы «Радуга» является и то, что в ней не уделяется достаточное внимание задачам физического развития и воспитания в каждой возрастной группе, не представлен перечень подвижных:пр, не указаны показатели физической подготовленности.

Одной из важных задач программы «Преемственность» является сохранение и укрепление здоровья детей, готовящихся к обучению в школе.

Главные принципы программы: адекватность содержания физической подготовки индивидуальному состоянию ребенка; гармонизация и оптимизация физической тренировки; свобода выбора форм физической активности в соответствии с личными склонностями и способностями каждого ребенка. Важно не забывать, что преемственность состоит не в том, чтобы переносить терминологию, средства физического воспитания из школы в дошкольное учреждение, а в тш, чтобы опираться на уже имеющийся двигательный опыт дошкольников.

Физичзская подготовленность

Исследование возрастных особенностей динамики свойств и видов основных психических процессов детей дошкольного возраста, позволяющих получить количественные характеристики происходящих изменений при стихийном обучении и воспитании, является необходимым условием выявления возможностей организованного педагогического воздействия на психическую сферу ребенка .

В связи с вышеизложенным в данном разделе исследования решались следующие частные задачи: - выявить возрастные особенности развития психических процессов детей 4-6 лет; - определить достоверность изменений параметров психических процессов в годичном цикле; - выявить динамику средних Тпр. характеристик психических процессов детей 4-6 лет в годичном цикле; - установить наличие элементов полового диморфизма по изучаемым признакам.

Значения среднегрупповых показателей психических процессов (мышление, внимание, память, воображение, восприятие) на первом и втором этапах предварительного исследования представлены в таблице 3.14.

Полученные результаты позволяют визуально констатировать характерное как для мальчиков, так и для девочек увеличение среднегрупповых показателей основных психических процессов по мере взросления детей. Вместе с тем качественную оценку данному факту можно дать на основе сравнения отличий уровня развития изучаемых признаков в годичном цикле между смежным возрастом и между мальчиками и девочками 4-6 лет.

Изучение результатов, характеризующих внутригрупповые изменения психических процессов в годичном цикле у детей (табл.3.15), свидетельствует об увеличении количества достоверно изменившихся показателей к 6-ти годам. Исключение составили характеристики мышления, внимания, памяти у девочек и мальчиков 4 лет, а также показатели внимания у девочек и мальчиков 5 лет и памяти у мальчиков 5 лет. Высокий уровень увеличения (Р 0,001) выявлено по характеристикам восприятия у девочек 5, 6 лет, а также у мальчиков 6 лет. Необходимо отметить, что у девочек уровень достоверности изменения изучаемых признаков с возрастом увеличивается, а у мальчиков такое повышение показателей памяти выявлено в 6-летнем возрасте. По показателям восприятия у мальчиков с возрастом наблюдается поступательное достоверное увеличение изучаемого показателя. У детей всех возрастов достоверные изменения показателей познавательных процессов в годичном цикле произошли в 70,0% случаев.

В ходе предварительного исследования предпринята попытка выявить возрастные особенности изменения Тпр. показателей психических процессов детей 4-6 лет, которые изучались на основе анализа среднегрупповых значений в течение учебного года (табл.3.16).

Высокие Тпр. показателей психических процессов были выявлены у мальчиков 4 лет (воображение), 6 лет (память), 5 и 6 лет (восприятие). У девочек всех возрастов были выявлены высокие Тпр. по показателям воображения и восприятия.

Данные, характеризующие изменения возрастной динамики средних Тпр. показателей психических процессов у детей 4-6 лет в годичном цикле, представлены на рисунке 3.3.

Характеристика программы физического воспитания детей 4-6 лет в разновозрастных группах

Программа физического воспитания для детей 4-6 лет состоит из проективного, содержательного, процессуального и контрольно-учетного блоков .

Проективный блок включает: цель, основные задачи программы физического воспитания, а также частные задачи обучения и воспитания (оздоровительные, образовательные и воспитательные) для детей 4-6 лет.

В проективном блоке раскрыты частные задачи (оздоровительные, образовательные и воспитательные) для детей каждого рассматриваемого возраста. В процессе занятий, на которых предусматривается решение разных задач для возрастных подгрупп, педагогу необходимо помнить о необходимости соблюдения нужной последовательности учебного процесса по отношению к каждой возрастной подфуппе.

Данный блок программы раскрывает содержание физических упражнений (упражнения в ходьбе, беге, прыжках, в бросание, ловле и метании; упражнения в лазание, ползание и подлезание, упражнения в равновесии, общеразвивающие упражнения, строевые упражнения, подвижные игры: с бегом, прыжками, ползанием и лазаньем; бросанием и ловлей, метанием, прокатыванием, ифы на ориентировку в пространстве, ифы с правилами, с сюжетом и без сюжета) для детей 4, 5, 6 лет, для каждого возраста в отдельности, а также методические указания по их выполнению.

Процессуальный блок профаммы раскрывает основы планирования, организацию работы, методику проведения занятий и педагогические условия реализации методики физического воспитания в разновозрастных фуппах.

Анализ профамм обучения и воспитания в ДОУ, в частности их процессуальных блоков, позволяет констатировать, что, как и во всей воспитательно-образовательной работе, педагог смешанной по возрасту фуппы при определении цели и задач физического воспитания должен исходить из требований профаммы для каждой возрастной фуппы детского сада и учета умений и навыков, имеющихся конкретно у детей своей фуппы. Практика убеждает , что при правильном сочетании профаммных требований с состоянием физического воспитания у реального состава группы удается организовать педагогический процесс так, что дети всех возрастных подгрупп занимаются достаточно и разнообразно, овладевают соответствующими их возрасту навыками и умениями.

В контрольно-учетном блоке представлены методы оценки физического развития, физической подготовленности и психических процессов, позволяющие подбирать оптимальный двигательный режим, осуществлять контроль за соответствием предложенной программы. Оценка физического развития осуществлялась по показателям длины тела, массы тела, ОГК, индекса Пинье и кистевой динамометрии (см. гл. 2. п.2.1.). Уровень физической подготовленности определялся с помощью тестовых заданий, представленных во 2 главе (п.2.1), и разработанных значений уровня развития интегральных показателей основных физических качеств (приложение 22). Оценка уровня развития интегральных показателей физической подготовленности и психических процессов /етей осуществлялась с помощью методик, изложенных в приложениях 23 и 24.

Работу по физическому воспитанию детей разного возраста рекомендуется организовывать в разнообразных формах: 1. Физкультурные занятия (с элементами подвижных игр и упражнений, релаксации). 2. Физкультурно-оздоровительная работа (утренняя гимнастика, закаливающие мероприятия, гимнастика после сна, физкультурные паузы). 3. Работа по физическому воспитанию в повседневной жизни, подвижные игры, самостоітельная двигательная деятельность, прогулки. 4. Активный отдых (физкультурные досуги, праздники). Педагогические наблюдения и специальные исследования показывают, что чем более совершенна организация основных форм физического воспитания, тем эффективнее отдых детей и влияние его на умственную и физическую работоспособность, двигательную подготовленность, состояние здоровья.

Планирование работы по физическому воспитанию дошкольников в разновозрастных группах в годичном цикле включает в себя 4 основных этапа (периода). Последовательность и содержание этих этапов представлены в таблице 4.1.

В начале всего цикла работы (сентябрь) организуется первичная диагностика уровня физической и психической подготовленности детей. Подготовительный период (сентябрь - октябрь) направлен на совершенствование физических качеств, сформированных у детей в предыдущей возрастной группе, и подготовку организма ребенка к последующим периодам.

Методические особенности проведения физкультурных занятии в разновозрастных группах

Для преодоления указанных недостатков и повышения эффективности совместных занятий в разновозрастных группах необходимо создавать надлежащие условия на основе сформулированных дидактических требований.

1. Знание педагогом содержания и особенностей программы, умение свободно ориентироваться в учебном материале для всех возрастных групп. При этом изучение содержания и методических особенностей реализации экспериментальной программы должно сочетаться с детальным ознакомлением специалистов ДОУ со всеми программно-нормативными документами, использующимися в процессе обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Целью ознакомления с данными документами является заимствование из этих программ оригинальных физических упражнений, сценариев физкультурного досуга и праздников. Важной задачей также является обеспечение преемственности государственных и экспериментальной программы в случае их параллельного использования в практике физического воспитания детей дошкольного возраста.

2. Достаточный уровень профессиональной компетентности специалистов ДОУ г контексте осведомленности об онтогенетических и тендерных особенностях развития детей дошкольного возраста. Необходимо отметить, что проведенный анализ государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (СПО) по специальностям дошкольного обучения и воспитания свидетельствует о недостаточной профессиональной компетентности выпускников педагогических училищ и колледжей по двум взаимосвязанным аспектам, что связано:

а) с небольшим объемом учебных часов, отведенных на изучение дисциплин, обеспечивающих медико-биологическую составляющую профессиональной подготовленности специалистов со средним профессиональным образованием, в том числе по анатомии, физиологии, гигиене, лечебной физической культуре и другим;

б) практическим отсутствием в учебных планах СПО важнейших учебных дисциплин - возрастной физиологии, динамической анатомии, медико-биологических основ физического воспитания детей, психологических особенностей физкультурно-спортивной деятельности, теории и методики формирования личности ребенка дошкольного возраста средствами физической культуры.

Установленные особенности процесса профессиональной подготовки специалистов по дошкольному воспитанию предопределяют необходимость получения дополнительного образования, как в рамках самоподготовки, так и послессузовского обучения на специальных курсах повышения квалификации при высших учебных заведениях.

3. Выполнение педагогами основных методических требований; конкретизация задач занятия; понятное для детей объяснение содержания общих заданий с их дифференциацией по возрастным подгруппам. Данное требование вытекает из общих дидактических основ процесса обучения и воспитания дошкольников, а также из специфических особенностей образовательного процесса в разновозрастных группах. На процесс физического воспитания детей в разновозрастных группах распространяется действие всех общих форм, принципов, методов, используемых в технологиях формирования двигательных действий и развития физических качеств. Вместе с тем наличие в группах детей разного возраста обусловливает учет возрастных особенностей дошкольников, прежде всего, с целью обеспечения принципов доступности, последовательности, соответствия физических нагрузок возможностям ребенка. Несмотря на то что эти особенности были учтены при разработке документов перспективного планирования (раздел 4.1.), специалисты должны вносить в методику физического воспитания в разновозрастных группах коррективы с учетом особенностей детского контингента, местных условий (климатогеографических), национальных традиций и традиций, сложившихся в конкретном дошкольном образовательном учреждении.

4. Соответствующее основным и частным задачам физкультурного занятия использование фронтальных, групповых и индивидуальных способов организации занимающихся. Данное методическое требование в основном обусловлено специфическими особенностями физического воспитания детей в разновозрастных группах. Прежде всего, необходимость использования данных трех основных способов организации дошкольников в процессе физического воспитания в разновозрастных группах вызвана спецификой данного процесса, к основным элементам которой относятся:

Необходимость проведения совместного выполнения физических упражнений, подвижных игр и других видов двигательной активности, что предопределяет аргументированное применение фронтального метода.

В ходе проведения различных форм физического воспитания в разновозрастных группах, исходя из целевых установок учебно-воспитательного процесса, целесообразно детализированное изучение программного материала с учетом специфических возможностей детей каждой группы. В данном случае не вызывает сомнения целесообразность применения группового метода, подразумевающего распределение детей по отдельным возрастным подгруппам. Особенностью применения данного способа организации детей, безусловно, является усложнение условий выполнения профессиональных обязанностей методистами и инструкторами физического воспитания ДОУ. В этой связи, по нашему мнению, целесообразно привлекать к проведению занятий воспитателей отдельных групп.

Конспект организованной образовательной деятельности по физическому развитию: «В гости к елочке».


Ельцина Ирина Владимировна, воспитатель МБДОУ «Ирдановский детский сад «Колосок», Вологодская область, Никольский район
Описание материала : Каждый педагог, работающий в разновозрастной группе, сталкивается с трудностями при проведении организованной образовательной деятельности, и особенно в области «физическое развитие». Хочу познакомить вас с конспектом организованной образовательной деятельности по физическому развитию «В гости к елочке». Данный конспект будет полезен как воспитателям, работающим на разновозрастной группе, так и воспитателям одновозрастных групп, для детей с 4 -7 лет.

Конспект организованной образовательной деятельности: «В гости к елочке».

Интеграция образовательных областей: Физическое развитие, Художественно-эстетическое, Познавательное.
Цель: Развитие физических и нравственно-волевых качеств.
Задачи:
Младшая подгруппа: Продолжать учить детей средней подгруппы ползанию по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками; совершенствовать навык метания в горизонтальную цель с расстояния 2 метра.
Старшая подгруппа: Добиваться энергичного подтягивания руками при ползании на гимнастической скамейке, сохранять равновесие в стойке на коленях; совершенствовать навыки метания в горизонтальную цель, снизу левой и правой рукой, с расстояния 3 метра.
Развивать физические и нравственно – волевые качества, быстроту реакции.
Упражнять в двигательной деятельности;
Воспитывать справедливость, дружелюбие, самостоятельность.
Оборудование: кукла – перчатка Сорока, гимнастические палки для детей старшего дошкольного возраста, для бросания в горизонтальную цель две корзины или два обруча, маленькие мячи по количеству детей, две дуги высотой – 40 сантиметров и 50 сантиметров, две гимнастические скамейки, поролоновые бруски – 6 штук, ребристая доска, счеты – гимнастический массаж ер; искусственная елка; плоскостные изображения для елки – игрушки; маски – шапочки (красная и синяя), белая салфетка (чтобы спрятать елочку).
1 часть. Вводная.
«Ее всегда в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.»
-Отгадайте, о чем эта загадка?


Прилетела к нам сорока,
Принесла с собою весть,
Что в лесу, здесь, не далеко,
Елочка чудная есть!
- Ребята, вы хотите отправиться в лес, к загадочной елке? Чтобы туда попасть нужно, преодолеть много препятствий, вы готовы?
(Все движения выполняются под музыку, подобранную воспитателем.)

«Лыжи быстрые возьмем …….Ходьба широким шагом (шаг лыжника)
и по снегу мы пойдем».

«А высокие сугробы, мы перешагнем»…..Ходьба, высоко поднимая колени.

«Вот, на речке лед застыл
Скользко, осторожно»……………….Ходьба обычная.

«Чтоб нам в снег не провалиться,
Очень, очень быстро мчимся»………….Легкий бег.

«Кусты и деревья,
Мы змейкой обойдем»………………Ходьба змейкой.

« И к прекрасной елочке,
Скоро мы придем»………………Ходьба обычная. Построение в круг.
-Устали, давайте немножко отдохнем!
Дыхательная гимнастика «Прогулка в лес»
(Дети стоят в кругу, воспитатель показывает картинку с изображением дерева на мольберте, каждое движение выполняют по 3 раза)
1.«Вот сосна высокая стоит……………….И.п.-о. стойка, 1- вдох – руки в
И ветвями шевелит».............. стороны, 2 – выдох- наклон туловища вправо,
............................... 3- вдох – вернуться в и.п.,
................................ 4 – выдох- наклон туловища влево,вернуться в и. п.

2.«Вот нагнулась елочка, ……………………..И.п. – ноги врозь, руки опущены.
Зеленые иголочки»............... 1- вдох, 2 – выдох- наклон туловища вперед;
................................. 3-4 – вдох,
вернуться в и. п.-выдох
3.«Стоит Алена, тонкий стан………………… И. п. – ноги врозь, руки опущены
Белый сарафан».................... 1- вдох- руки через стороны вверх, подняться на носки,
................................. 2 – выдох - руки вперед-вниз. Опуститься на всю стопу,
.................................. 3-4 повторить, вернуться в и. п.

«Отдохнули, в путь пора, ждет нас елка детвора!»
Ходьба по кругу с перестроением: «За направляющим, парами, через центр».

Старшие берут гимнастические палки по пути следования. В центре, елка с игрушками.


2часть. Основная. ОРУ
(дети старшей подгруппы выполняют упражнения с гимнастическими палками)
1.«Вот какая елочка, ……………И.п. – основная стойка, подняться на носки,
Прекрасная стоит и............. 1 – руки через стороны вверх, 2 – вернуться в и. п.
Огнями яркими.................. (6 - 8 раз)
Весело блестит».

2. « С неба подают зимою………….И.п. – стоя на коленях, руки вперед-вниз,
И кружатся над землею...............1 – руки вверх, 2 – вернуться в и. п.
Мягкие пушинки, ...................... (6 - 8 раз)
Белые…..»
Снежинки

3. «Растет она вниз головой,…………И.п. – сед на пятках, руки вниз,
Не летом растет, а зимой. ............. 1 – встать на колени, руки вверх, в
Но солнце ее припечет, ................. стороны, 2 – вернуться в и. п.
Заплачет она и умрет» .................. (6 - 8 раз)
Сосулька

4. «Кто зимой холодной………………..И.п. – опора на кисти рук и носки ног.
Ходит злой, голодный?». .......... 1 – опора на предплечья и колени,
Волк ............................2 – вернуться в и. п. (6 - 8 раз)

5. «В берлоге большой, ………….И. п. – лежа на спине, обхватить руками,
Спит житель лесной,.....................согнутые колени. 1 – ноги прямо,
Весна приближается.....................руки вдоль туловища. 2 – вернуться в и.п
Житель, просыпается»...................... (6 - 8 раз)
Медведь

6. « На горку – бегом………….И.п.-лежа на спине, руки вдоль туловища.
Ну, а с горки – кувырком». ........ 1 – повернуться на правый бок, 2 – на живот,
Заяц ..................... 3 – повернуться на левый бок, 4 – на спину,
...............................то же в обратную сторону.
(по 3-4 раза в каждую сторону)

7. «С ветки на ветку,………………..Прыжки на двух ногах, руки на поясе -
Быстрый, как мяч,.............. младшие, старшие – палка за головой,
Прыгает ловко...................прыжки на левой и правой ноге,
Рыжий циркач». .................. поочередная смена левой и правой ноги.
Белка ..................(прыжки в чередовании с ходьбой 2-3 раза)

Основные виды движений.


-А хотите поиграть на полянке у елочки?
(«За направляющим в две колонки становись!» перестраиваются в две колонки: старшие и младшие .)
«Гнуться ветви еловые,………………….Подлезание под дугу.
Вниз, к головкам детей,
И снежинки блестят на них,
Переливом огней».

«Не видать уже дороги,……………………..Прыжки на двух ногах,
Не видать уже следов. ............. с продвижением вперед (младшие, 4 бруска),
Мы ребята шустрые, .................прыжки боком (старшие. 6 брусков)
Перепрыгнем, через сугроб».

«Очень весело зимой,…………….. Ползание по гимнастической скамейке на
Мчатся с горки ледяной! ............животе, подтягиваясь руками (младшие)
Оттолкнулись и вперед, ..............ползание по гимнастической скамейке,
никто не отстает!» ................стоя на коленях, подтягиваясь руками (старшие.)

«Очень нравится зимой……………Бросание в горизонтальную цель.
Нам в снежки играть. ............ Для старших расстояние – 3 метра,
Самое главное, .................Для младших - 2 метра.
В цель попасть!»

Подвижная игра «Два Мороза»

В какую игру еще можно поиграть на полянке у елочки?
(основное движение – бег с увертыванием)


«Мы два брата молодые,……………………… .Выбираем два ведущих
Два Мороза удалые, ................из детей старшей подгруппы:
Я – Мороз – Красный нос, ...........2 Мороза (шапочки синяя и красная).
Я – Мороз - Синий нос.
Кто из вас решиться,
В путь – дороженьку пуститься.

Не боимся мы угроз,…………………….. После слов, дети бегут
И не страшен нам Мороз!» ............. на противоположную сторону.
Считаем (замороженных) пойманных детей.
Игра малой подвижности «Что висит на елке?»
-Ребята, а я знаю еще одну игру, хотите поиграть? Давайте встанем в круг, если я называю предметы, которые висят на елке, вы поднимаетесь на носочки и руки поднимаете вверх, если то, чего нет на елке – не двигаетесь.
«Очень весело играли,
И немножечко устали,
Пора с елочкой прощаться
И в группу возвращаться!»
-На чем мы поедем обратно? (включаем музыку, ходьба обычная, ходьба широким шагом (шаг лыжника))

- 109.00 Кб

1. Типы физкультурных занятий для детей смешанной

по возрасту группы и особенности их организации 3 – 4

2. Структурные части физкультурного занятия и

критерии эффективности его проведения 5

3.Подбор упражнений для каждой части занятия 6 – 8

4. Способы организации детей в каждом виде упражнений 9 – 12

5. Обеспечение дифференцированной нагрузки на занятии 13 – 16

Список литературы 17

Приложения

1. Типы физкультурных занятий для детей смешанной по возрасту группы и особенности их организации

Работа в разновозрастной группе требует от воспитателя хорошего знания программы и умения быстро ориентироваться в выборе путей решения одинаковых задач применительно к детям разного возраста и уровня обученности.

Обучение в такой группе организуется в виде занятий трех типов:

1) со всеми детьми по одному разделу обучения, но с разным программным содержанием для возрастных подгрупп;

2) со всеми детьми по разным разделам обучения (одним рисуют, другие считают);

3) с одной возрастной подгруппой (другая в это время самостоятельно играет).

Практика показывает, что при обучении движениям следует использовать занятия первого и третьего типа. Второй тип неудобен, так как внимание рисующих детей отвлекают занимающиеся физкультурой.

Третий тип используется при освоении упражнений, специфических для данного возраста. Например, со старшими дошкольниками разучиваются прыжки с разбега, различные способы метания, ползание по-пластунски, проводятся игры и упражнения в соревновательный форме, эстафеты и так далее. Малыши же учатся самостоятельно ходить по большому кругу, одновременно начинать и оканчивать общеразвивающие упражнения, реагировать на сигналы и зрительные ориентиры и так далее.

По возрастному составу смешанная группа может быть 2-х возрастной, а в однокомплексном детском саду - 3-х и 4-х возрастной. В любом случае на физкультурных занятиях первого типа целесообразно делить группу на две подгруппы. В одну подгруппу организуются дети, составляющие по возрасту большинство. Дети третьего возраста присоединяются к смежному. Например, одну подгруппу составляют старшие дети, вторая состоит на 2/3 из малышей и на 1/3 из детей среднего возраста. Но дети среднего возраста лишь организационно относятся к младшей подгруппе. В разных видах упражнений требования к ним конкретизируются. Например, вся младшая подгруппа упражняется в катании мячей друг другу. Но малыши катают мячи диаметром 20 см, а дети среднего возраста - диаметром 12-15 см, и расстояние при этом увеличено на 80-100 см. Кроме того, малыши могут катать мячи, сидя на полу, а дети среднего возраста - из наклона, или приседа.

Специфические трудности в организации и проведении физкультурных занятий существенно возрастает в группе, объединяющей контрастные возрасты - старший и младший.

Начинать совместные занятия следует примерно со 2-го квартала. К этому времени завершается период привыкания у малышей: они овладевают элементарными действиями, научаются в общих чертах ориентироваться в пространстве, понимать указания воспитателя.

2. Структурные части физкультурного занятия и критерии эффективности его проведения

Физкультурные занятия в разновозрастной группе строятся по общепринятой схеме:

1. Вводная часть. (строевые упражнения, различные виды ходьбы и бега, перестроение для выполнения общеразвивающих упражнений).

2. Основная часть:

а) общеразвивающие упражнения (комплекс);

б) упражнения в основных движениях (2-4);

в) подвижные игры (1-2).

3. Заключительная часть (спокойная ходьба, или игра малой подвижности, или танец).

Но форма записи плана должна отражать общность содержания и вместе с тем дифференцированность двигательных заданий, структурное единство и вместе с тем разную длительность одного и того же занятия для разных возрастных подгрупп.

Результативность обучения на физкультурных занятиях первого типа определяют три главных фактора:

Подбор упражнений с учетом требований и уровнем общей и двигательной подготовленности детей;

Организация детей в каждом виде упражнений;

Дифференцировка нагрузки для каждой возрастной подгруппы.

3.Подбор упражнений для каждой части занятия

В подборе упражнений воспитатель руководствуется программными требованиями. Под этим следует понимать не только перечень конкретных навыков, но и доминирующие общепедагогические задачи, соответствующие возрасту: формирование интереса к физическим упражнениям и желание заниматься - у малышей, достижение правильности и точности выполнения заданных упражнений - у детей среднего возраста, развитие двигательной инициативы и самостоятельности - у старших дошкольников.

Навыки пространственной ориентировки у малышей очень несовершенны. Поэтому во вводной части занятий первого типа не следует планировать сложные перестроения, ходьбу в рассыпную с последующим построением в колонну, ходьбу шеренгой - упражнения, трудные для младших детей. Здесь удобны и уместны передвижения в колонне обычным шагом, шагом на носках, с высоким подниманием колена, боковыми приставными шагами. Те же способы движения подходят и для перемещения врассыпную. Разнообразить двигательные действия могут различные положения рук - на поясе, за головой, за спиной, в стороны. Все двигательные задания должны быть посильны для малышей и в то же время интересны для старших. Это могут быть образные упражнения. Например, "...Сначала пойдем как мышки, а потом - как слонишки... "- ходьба на носках в чередовании с жесткой ходьбой на всей ступне; "...Ребятки станут медвежатками " - ходьба обычным шагом в чередовании с ходьбой вперевалочку и тому подобное. Интересны и полезны игровые задания, стимулирующие проявление различных физических качеств. Например, хлопки в ладоши на каждый шаг совершенствуют чувство ритма; ходьба в приседе (для старших), держась за руку малыша, развивает устойчивое равновесие; "Где твой дружок?" - старшие, двигаясь врассыпную, останавливаются, малыши находят своего старшего партнера - приобретают навыки пространственной ориентировки.

Комплексы общеразвивающих упражнений подбираются как для выполнения без предметов, так и с предметами. Предметы должны быть одного вида, например кубики, ленточки, флажки, мячи. Обручи и палки на занятиях первого типа скорее всего неуместны, так как ими не владеют малыши, а погремушки не следует использовать потому, что они создают психологический дисбаланс у старших. Эти предметы можно использовать на занятиях третьего типа, то есть с одной возрастной подгруппой.

Интересны и полезны детям всех возрастов общеразвивающие упражнения на предметах - стульях, скамейках, у предметов - у гимнастической стенки, у бревна, у песочницы. Можно проводить и упражнения в парах - старший ребенок с малышом.

Еще большего внимания требует подбор упражнений в основных движениях. Разница в уровне двигательных умений старших и малышей велика, поэтому в целях рациональной организации и эффективного контроля лучше подбирать для обоих возрастов упражнения одного вида, например ползание, упражнение в равновесии, прыжки в длину с места. Разумеется, двигательные задания должны отличался по сложности.

Далеко не каждая подвижная игра может быть использована на совместном физкультурном занятии. Следует подбирать такие игры, которые можно трансформировать, приспосабливая двигательные задания для обоих возрастов. Лучше всего подходят для этого игры с бегом. Например, из программы для старшей группы - "Гуси", "Мы - веселые ребята"; из программы для младшей группы "Кот и мыши", "Воробышки и кот", "Самолеты". Не меняя замысла игр, в них можно варьировать протяженность и виды бега. Удобны так же такие игры, в которых играющие делятся на две группы, согласно ролям. Например, "Караси и щука", где караси прячутся за камешки; "Мышеловка", где одни дети - мыши, другие же образуют мышеловку. Нужно чередовать исполнителей ролей, не смешивая малышей и старших,

Но нельзя объединять детей, например в игре "Хитрая лиса", потому что малыши не умеют бегать врассыпную с увертыванием; в игре "Волк во рву", так как прыжки с разбега недоступны малышам в игре "Два мороза", "Ловушка", так как младшие дети не смогут резко остановиться и стоять, не шевелясь.

К участию в общих играх малышей следует готовить. На раздельных занятиях или на прогулке воспитатель разучивает с ними игры и игровые упражнения, которые по сути своей становятся подводящими к общей игре. Так, игровые упражнения типа "Догоните меня", "Бегите в домик" благоприятная основа для разных вариациях. Дети могут догонять воспитательницу или игрушку в ее руках (куклу, мишку, лисичку), девочки - мальчиков и наоборот. "Домиками" могут быть скамейки, лежащие на полу обручи, кубики; на участке детского сада - стационарное физкультурное оборудование, растения и др. Дети также могут имитировать разные образы. Например, дети-гуси, бегают по площадке, щиплют травку, а по сигналу: "Гуси, домой! Волк за горой!" - прячутся в домик. Так обеспечивается их последующее участие в игре "Гуси-гуси". Игровое упражнение "Убегайте от меня" может стать самодеятельной игрой "Карасики и лягушка": дети-карасики плавают в пруду, лягушка громко квакает, карасики уплывают и прячутся за камешки-кубики, расставленные по кругу (пруд). Это подготавливает малышей к участию в игре "Караси и щука".

4. Способы организации детей в каждом виде упражнений

Продуманная организация детей в каждом виде упражнений - важное условие, обеспечивающее высокую моторную плотность занятия. Воспитатель разновозрастной группы во многом опирается на умения старших детей, их подготовленность.

Во вводной части занятия дети строятся в колонну или шеренгу. Впереди - старшие, малыши уверенно пойдут за ними по большому кругу. Можно строиться в колонну парами - малыш со старшим ребенком. В таком случае младшие стоят слева. Соответственно, при построении в две шеренги младшие дети. стоят в первой шеренге, значит во вводной ходьбе старшие будут идти по внешнему кругу.

На общеразвивающие упражнения дети строятся в звенья, причем старшие от младших. Например, два звена старших и одно малышей или наоборот. Последний по порядку старший ребенок выводит вперед младшее звено, а затем становится в конец старшего звена.

Выбор способа организации детей при выполнении основных движений (фронтальной, групповой, индивидуальный) зависит от конкретных педагогических задач, вида и технической сложности упражнений, подготовленности к ним детей, наличия оборудования.

При фронтальном способе организации дети выполняют упражнения одного вида (как и в одновозрастной группе), но сложность их различна для каждой подгруппы. При этом дети размещаются так, чтобы воспитатель мог непосредственно помогать малышам. Например, упражнение в равновесии - ходьба по скамейке: длиной 4 м, высотой 30-40 см - для старших; длиной 2 м, высотой 20-25 см - для младших.

При групповом способе организации, детей делят на подгруппы (2-3), каждая из которых выполняет свое задание. Но если в одновозрастной группе подгруппы через некоторое время меняются местами, то в разновозрастной группе этого не происходит. Малыши составляют первую подгруппу, которая действует под непосредственным руководством воспитателя. Подгруппа (2-я и 3-я) старших детей выполняет упражнения относительно самостоятельно. Иначе говоря, контроль со стороны воспитателя за старшими детьми преимущественно визуальный. Поэтому упражнения должны быть знакомы детям и не требовать страховки. Важно, чтобы они имели характер конкретных заданий, и способствовали формированию у ребят умения планировать и оценивать свои действия. Некоторые примеры таких упражнений:

Сбей кеглю - катание мячей (шаров) друг другу из положения с колена с попаданием в цель - кегли, стоящие между детьми;

Забрось мешочек на скамейку;

Проведи мяч (от черты до черты, до противоположной стены, по дорожке);

Брось мяч товарищу через сетку (натянутую веревку);

Пронеси мешочек на голове и не урони (обычным шагом, в приседе, танцевальным шагом);

Скачи по красной дорожке на одной ножке, по синей дорожке - на другой ножке;

Прыгай со скакалкой как умеешь;

Кто умеет долго скакать со скакалкой (на двух ногах, на одной ноге, с ноги на ногу - все это на месте и продвигаясь вперед; вращать скакалку можно не только вперед, но и назад).

Время от времени воспитатель останавливает всех детей для того, чтобы оценить выполнение, подсказать лучший способ действия, подкорректировать размещение детей на площадке, сообщить новое задание и так далее.

Во второй половине года можно и малышам предлагать для самостоятельного выполнения отдельные упражнения игрового типа. Например, пока воспитатель работает со старшими детьми, младшие скачут на палочке верхом.

Применение индивидуального способа организации имеет различные мотивы (доучивание, коррекционная работа, выполнение более сложного задания отдельными детьми) и согласуется с фронтальной и групповой организацией.

Очень важно при любом способе организации обеспечить возможно большую повторность упражнений в основных движениях, не нарушая при этом установленного регламента занятия. Именно от повторности действий зависит, скорость образования и прочность двигательных навыков. Поэтому порядок выполнения упражнений (одновременно, поочередно, поточно) должен быть целесообразным в каждом конкретном случае. Так, упражнения с мячами - подбрасывание и ловля (или без ловли у малышей на первом этапе обучения), ведение мяча на месте и с продвижением и тому подобное - всегда выполняется одновременно мяч должен быть у каждого ребенка. Упражнения, требующие страховки, например прыжки с разбега, выполняются поочередно: следующий разбегается после того, как предыдущий приземлился. Но спрыгивать со скамейки могут сразу по 3-4 ребенка. Аналогично, прыгать в длину сместа могут поочередно по 3-5 ребят, метать в цель можно поочередно по 1/2 группы (или подгруппы), например нужно попасть мешочком с песком в обувь стоящего напротив. Упражнения характеризующиеся длительностью действия, например, разные виды ползания, как правило выполняются поточно особенно на этапе разучивания. Например, четверка за четверкой (пятерка, шестерка) дети ползут вдоль зала, воспитатель, перемещаясь в нужном направлении, корректирует их действия. Но на этапе закрепления и совершенствования эти же упражнения могут выполняться одновременно - дети размещаются у длинной стены, чтобы ползти поперек зала. В таком случае в отведенное время повторить упражнение можно большее число раз. К тому же после активного выпрямления (потягивания, подпрыгивания, прогибания) у противоположной стены дети могут возвращаться назад другим движением – прыжками на одной или двух ногах, бегом спиной вперед, шагом с закрытыми глазами, кружась волчком, танцевальными шагами.

Краткое описание

Работа в разновозрастной группе требует от воспитателя хорошего знания программы и умения быстро ориентироваться в выборе путей решения одинаковых задач применительно к детям разного возраста и уровня обученности.
Обучение в такой группе организуется в виде занятий трех типов:
1) со всеми детьми по одному разделу обучения, но с разным программным содержанием для возрастных под

Содержание

1. Типы физкультурных занятий для детей смешанной
по возрасту группы и особенности их организации 3 – 4
2. Структурные части физкультурного занятия и
критерии эффективности его проведения 5
3.Подбор упражнений для каждой части занятия 6 – 8
4. Способы организации детей в каждом виде упражнений 9 – 12
5. Обеспечение дифференцированной нагрузки на занятии 13 – 16
Список литературы 17
Приложения

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как внешний вид человека влияет на его успех
Как сделать сюрикен из железа Как сделать метательную звездочку из бумаги
Корзинка из бумажных трубочек своими руками