Развивающее занятие для детей второй младшей группы «Путешествие на поезде. Обсуждение Упражнение «Счёт до десяти»
Нина Ломанова
«Веселый поезд». Занятие для детей первой младшей группы по развитию речи
«Весёлый поезд » .
Занятие для детей первой младшей группы № 10 .
Цель : формировать сенсорное представление, развивать внимание и наглядно-действенное мышление, закреплять в речи названия животных и их детёнышей, их признаки, расширять активный словарь (пушистый, мягкий, большой, маленький, разгадывать загадки, учить ориентироваться в пространстве.
Материал : вагоны поезда (четырёх цветов- синий, красный, жёлтый, зелёный, карточки с изображением зверей на каждом вагоне, карточки с изображением детёнышей (лисы, медведя, утка, свиньи, игрушки (заяц, медведь большой и маленький) .
Ход занятия : дети заходят с воспитателем под музыку в группу .
Воспитатель обращает внимание детей , что это перед ними стоит- поезд . Предлагает рассмотреть и сказать сколько вагонов у поезда ? (много) . Какого они цвета? (синий, красный, жёлтый, зелёный) . А кто едет в вагончиках? (свинка, медведь, утка, лиса) . Ребятки а вы знаете, все эти животные потеряли своих детей , давайте все вместе отправимся искать детишек животных на этом поезде ! (да) .
Дети встают паровозиком и с песенкой отправляются на поиски.
Паровоз, паровоз, новенький блестящий, он вагоны повёз, словно настоящий. Кто же едет в поезде ? Плюшевые мишки, зайцы пушистые, белки да мартышки.
Поезд останавливается около теремка.
Воспитатель загадывает загадку, о том кто здесь живёт : серенькая шубка, длинные уши, любит морковку. Кто это? (заяц) . Посмотрите ребята какие у зайчика ушки? (длинные) . Потрогайте зайку, какой зайка? (мягкий, пушистый) . Ребятки, а посмотрите-ка здесь в теремочке еще кто -то живет. Кто это? (мишки) .
Сидят два медведя. Один маленький, другой большой. Воспитатель спрашивает детей : Ребята, посмотрите на медведей Это мишка какой? (маленький) . А это какой? (большой) . Давайте зверюшкам покажем как мы умеем играть пальчиками? (Да) .
НУ-ка детки протяните вы свои ладошки, это козлик пробегал, это заинька скакал, это курочка клюет, это солнышко встает, это лодочка плывет, киска умывается, а ребятки улыбаются.
Ребятки, зайке и медведям очень понравилась наша игра. Давайте спросим у них, не видели ли они маленьких зверят? Зайка показывает, где спрятались детеныши . Воспитатель показывает детям карточки с изображением детенышей зверей и предлагает детям самим рассадить их каждого к своей маме в вагончики. Проговаривая : кто это и кто его мама.
Молодцы ребята, а теперь нам пора возвращаться обратно в сад. Дети цепляются друг за друга и с песенкой начинают движение.
Мы ехали мы пели и с песенкой такой оглянуться не успели приехали домой. Красота, красота мы везем с собой кота, чижика, собаку….
Ребятки, вам понравилось наше путешествие? (да) . Кого мы с вами повстречали? А еще? Помогли мы животным найти своих детей ? Молодцы!
«Плыви, плыви кораблик» .
Занятие для первой младшей группы №10 .
Цель : развивать мелкую моторику рук , развивать воображение и мышление, закрепление цвета, водного транспорта, пополнять активный словарь (корабль, лодка, плывет по воде, внизу, лягушка, море спокойное, бушует, синее, учить ориентироваться на листе бумаги, вызвать эмоциональный отклик.
Материал : иллюстрация с корабликом, карточки с игрой «третий лишний» ,альбомные листы с изображением лодки, гуашь синего цвета, мольберт.
Ход занятия : Воспитатель предлагает ребятам поиграть. Дети садятся на стульчики и начинается игра с приветствия :
Здравствуйте наши ручки (хлопают в ладоши, здравствуйте наши глазки (моргают глазками, здравствуйте наши ушки (потираю тушки, здравствуйте наши ножки (топают ножками) .
Воспитатель : Ребятки, посмотрите какую картину нарисовал художник, Что на ней изображено? (корабль, мишка, лягушка) . А что корабль делает? (плывет) . Корабль плывет по чему? (по воде) . Как гудит кораблик? (ду-ду) . А кто еще плавает в воде? (рыбки) . Давайте все вместе покажем как плавает кораблик.
Пальчиковая игра : Дует, дует ветерок, надувая парусок, гонит он кораблик до большой воды.
Лодочка плывет о речке, оставляя на воде колечки.
Воспитатель : Ребятки, давайте превратимся каждый в свой кораблик и поплывем рисовать.
Дети имитируют руками плывущий кораблик. Подходят к столам и садятся, перед ними лежат листки с изображением кораблика.
Воспитатель : Ребятки, посмотрите, что здесь нарисовано? (лодочка, а лодочка плывет? (нет, почему она не плывет? (нет воды) . Давайте поможем лодочке поплыть. Как мы можем ей помочь? (нарисовать водичку) .
На мольберте висит образец воспитателя.
Ребята, а какого цвета у нас будет вода? (синего) . Посмотрите как мы будим рисовать. Воспитатель показывает указательный палец : Ребята, мы будем рисовать указательным пальчиком, я макаю пальчик в краску и затем я наношу гуашь внизу нашего рисунка, под лодочкой. Посмотрите, моя лодочка сразу поплыла.
Ребята где мы будем рисовать водичку? (внизу, покажите каким пальчиком мы будем рисовать? Молодцы! Приступаем к рисованию.
Звучит спокойная музыка. Дети рисуют, проговаривая какое море у него (синее, спокойное, красивое, море бушует) . Затем рисунки дети выставляют на мольберт, рассматривают как получилось, обсуждая с воспитателем у кого какое море (спокойное или море бушует, или лодочка плывет по волнам) .
Воспитатель : Ребята у вас получились очень красивые рисунки, и вы помогли лодочки поплыть в какие- нибудь дальние страны. Молодцы!
Демонстрационный материал:
— аудиозапись песни («Голубой вагон» Э. Успенского);
— предметные картинки транспортных средств (поезд, самолет, машина и т.д.) и предметов мебели (диван, шкаф, стол, стул и т.д.);
— плакат, на котором разными цветами нарисованы силуэты предметов (машинка, мячик, белка, кошка, цыпленок, цветок, куртка, стол и т.д.);
— туннель (два обруча или дуги с натянутой на них тканью);
— рулон обоев или длинный лист бумаги с нарисованным поездом без колес (каждый вагон определенного цвета).
Раздаточный материал:
— напольный деревянный конструктор;
— вырезанные из цветной бумаги круги разного цвета (по 2 для каждого ребенка);
— кисточки для клея, тряпочки.
Организационный момент
Радостно встретьте детей, назовите каждого по имени, отметьте, какого цвета одежда на них.
Дыхательное упражнение «Теплое и холодное дыхание»
Формирует правильное речевое дыхание.
Научите детей делать холодный и горячий воздух.
Воспитатель. Надо набрать побольше воздуха через нос, сделать губы трубочкой и выдуть воздух на ладошку — пойдет холодный воздух. А если набрать еще раз воздух и выдохнуть его с полностью раскрытым ртом, то нашей ладошке станет тепло.
Несколько раз повторите это упражнение.
Теперь вместе с детьми выполните дыхательное упражнение со словами.
Мы подуем высоко: с-с-с, (Дети поднимаются на носочки и дуют.)
Мы подуем низко: с-с-с (Приседают и дуют.)
Мы подуем близко: с-с-с. (Дуют на ладони.)
Сюрпризный момент
Предложите детям сегодня отправиться в путешествие на поезде. Дети выстраиваются в колонну друг за другом, кладут руки на талию впереди стоящему ребенку. И таким образом под музыку двигаются по комнате. Каждый раз перед отправлением поезда зачитывайте детям стихотворение Т. Волжиной.
Воспитатель
Загудел паровоз
И вагончики повез:
«Чах-чах,
Далеко я укачу!»
Первая остановка — физкультминутка «Мы играем на гармошке»
Музыка смолкает. Дети останавливаются, расцепляются и вместе с воспитателем выполняют движения по ходу стихотворения.
Мы играем на гармошке,
Громко хлопаем в ладошки,
Головой слегка качаем,
Руки кверху поднимаем.
Наши ручки хлоп-хлоп,
Наши ножки топ-топ.
Вниз ладошки опускаем,
Отдыхаем, отдыхаем. (Дети трясут кистями рук.)
Затем дети снова берут друг друга за пояс и вместе с музыкой едут дальше.
Вторая остановка — дидактическая игра «Транспорт и мебель»
Учит объединять предметы по их назначению, закрепляет знания о предметах мебели и транспортных средствах, развивает связную речь.
Поезд подъезжает к столу. Перед детьми — предметные картинки транспортных средств (поезд, самолет, машина и т.д.) и предметов мебели (диван, шкаф, стол, стул и т.д.). Детям нужно назвать изображенные предметы, рассказать, зачем они нужны. В конце игры им предлагается распределить карточки в две группы.
Дети снова выстраиваются друг за другом и движутся по комнате под музыку.
Третья остановка — дидактическая игра «Цвета»
Закрепляет умение соотносить название цвета с его изображением, развивает восприятие, внимание и быстроту реакции.
Поезд подъезжает к висящему на стене плакату. На нем разноцветные силуэты различных предметов: машинка, мячик, белка, кошка, цыпленок, цветок и т.д.
Воспитатель. Кто быстрее найдет красный предмет? (Таких предметов несколько.)
Каждый ребенок находит какой-то свой предмет и показывает на него.
Коля! Что ты нашел красного цвета? А ты, Тимур, что увидел красного цвета? И т.д.
Четвертая остановка — конструирование «Поезд»
Знакомит с кубом и кирпичиками, учит сооружать из этих деталей длинный поезд.
Поезд останавливается возле строительной площадки. Детям надо из деревянного конструктора построить длинный поезд. Вагоны делаем, накладывая два кирпичика друг на друга и выстраивая их в длинный поезд. Паровоз будет сделан из двух кирпичиков и кубика.
Дети встают друг за другом и поезд движется дальше.
Спортивная игра «Туннель для поезда»
Развивает основные движения и предупреждает переутомление. Детский поезд подъезжает к туннелю (два обруча или дуги с натянутой на них тканью). Дети расцепляются и по очереди пролезают в туннель.
Физкультминутка «Колеса»
Предложите детям показать, как крутятся колеса у поезда (крутим перед грудью сжатыми в кулаки руками), как открываются и закрываются двери поезда (сгибаем руки в локтях и складываем их вместе, разводим руки и снова прижимаем друг к другу).
Выполните вместе с детьми движения по ходу стихотворения.
Катились колеса, колеса, колеса,
(Руки согнуты в локтях и делают вращательные движения перед грудью.)
Катились колеса все влево, все косо.
(Руки на поясе, вращательные движения туловищем в левую сторону.)
Скатились колеса на луг под откос, (Руки на поясе, вращательые движения туловищем в другую сторону.)
И вот что осталось от этих колес
(Дети разводят руки в стороны.)
Аппликация «Колеса к поезду»
Задание продолжает знакомить со способом нанесения кистью клея на обратную сторону фигуры и прикладывания ее к листу в определенном месте.
Воспитатель . Наш поезд потерял все колеса и теперь не может сдвинуться с места.
Разложите перед детьми длинный лист бумаги с нарисованным поездом без колес. Каждому ребенку раздаются два вырезанных из цветной бумаги одного цвета круга (колеса). Ребенку надо найти вагон такого же цвета, что и имеющиеся у него колеса и наклеить под этим вагоном.
Во время работы включите детям запись песни «Голубой вагон».
«Как научить разговаривать малыша?» - с таким вопросом все чаще приходят на прием к детским неврологам и психологам обеспокоенные родители. К сожалению, в настоящее время нередко встречается ситуация, когда ребенок в два с половиной, а то и три года не говорит ни слова . Но прежде чем приступать к решению проблемы с помощью медикаментов, попробуйте провести коррекционные мероприятия самостоятельно. Давно известно, что массаж определенных точек на кончиках пальцев ребенка стимулирует активность головного мозга, в частности речевых центров. Поэтому разминка детских пальчиков, различные упражнения положительно влияют не только на развитие мелкой моторики ручек, но и на становление речи крохи. В связи с этим мы предлагаем вашему вниманию пальчиковую игру для малышей на тему «Транспорт».
Самолеты
Мы сегодня самолеты,
(сидят на пятках и вращают руками, изображая мотор)
Мы не дети, мы пилоты.
(четыре хлопка в ладоши)
Руки - нос, и руки - крылья
(«нос», «крылья»)
Полетела эскадрилья.
(встать, разбежаться, расставив руки в стороны)
Светофор
Помогает с давних пор
Верный друг наш - светофор.
У него больших три глаза,
Не горят они все разом.
(показывают три пальца)
Если красный загорелся,
(поднимают руки вверх и «рисуют» в воздухе круг)
То нельзя переходить,
Надо ждать на тротуаре
(качают головой)
И машины пропустить.
(имитируют кручение руля)
Если жёлтый загорелся,
Значит, скоро мы пойдём.
(поднимают руки вверх и «рисуют» в воздухе второй круг)
Глаз зелёный загорелся -
Стоп, машины, мы идём!
(поднимают руки вверх и «рисуют» в воздухе третий круг под вторым)
Мы дорогу перешли,
По делам своим пошли.
(маршируют по помещению)
Помогает с давних пор
Верный друг наш - светофор.
(хлопают три раза в ладоши, на каждый слог слова «светофор»)
Задачи:
— закрепить с детьми знания о весне;
— упражнять в различии геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник;
— упражнять в различии цвета: желтого, красного, синего, оранжевого, голубого, белого;
— совершенствовать умение детей сравнивать контрастные предметы по величине на глаз;
— развивать память, внимание, наглядно-действенное мышление;
— воспитывать дружеское взаимоотношение в игре.
Материал: изображение паровоза с вагонами; магнитофон; наборы геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник (по количеству детей); изображение цветов: красного, желтого, синего, голубого, белого, оранжевого; плоскостные бабочки на ниточке большие и маленькие (по количеству детей).
Предварительная работа: рассматривание весенних цветов на клумбе детского сада; проведение дидактических игр: «Подбери по цвету», «Большие и маленькие»; на занятии по познанию окружающего мира рассматривание насекомых (бабочек), рассказать о жизни бабочек весной.
Воспитатель (В). Ребята, какая сейчас пора года? (Весна) Что происходит весной?
Ласковый весенний луч солнца приглашает нас в путешествие. Отгадайте загадку и вы узнаете на чем мы отправимся в путь.
Они бывают разные —
Зеленые и красные.
Они по рельсам вдаль бегут
Везде встречают их и ждут.
Посмотрите, вот поезд с вагончиками. Но, что это случилось? (Поезд поломан). Надо его починить.
Эта деталь какой формы? (Ответы детей).
Что мы можем использовать для колёс? (Ответы детей).
Какую форму для окон?
Возьмите наборы с деталями и отремонтируйте состав.
Молодцы, справились с работой, теперь можем отправиться в путешествие.
Занимайте места в вагонах. Вы будете пассажирами, а я машинист. Поехали:
В. Мы приехали на луг. Посмотрите как красиво. Что вы видите? (Цветы).
Сколько цветов? (Много)
Идем аккуратно стараемся не наступить на цветы.
Наши ножки шли, шли
И остановились.
Возле какого цветка остановились ноги? (Саши, Димы, Влада, Ани). И опять пошли. (Игра повторяется 2 раза). Наши ножки шли, шли и устали. Присядем отдохнём.
Ребята, скажите, рвать, мять, топтать цветы Можно? (Нет)
Если я сорву цветок,
То останутся кусты
И деревья, и кусты.
И не будет на земле красоты.
Поэтому, мы будем бережно относиться к цветам. Давайте их лучше посчитаем.
Сколько желтых цветов? (счёт)
Сколько голубых?
Посчитайте красные цветы?
Пересчитайте синие цветы?
Физкультминутка « Цветы »
Мы - цветы, цветочки.
Растём на лужочке.
Белые и синие
Желтые и красные.
Маленькие и большие -
Вот такие разные.
Ветер нас обвевает.
Дождик нас поливает,
Белые и синие
Желтые и красные
Маленькие и большие -
Вот такие разные.
В. Ребята, посмотрите:
Спал цветок
И вдруг проснулся
Больше спать не захотел
Встрепенулся, всколыхнулся
Взвился вверх и полетел.
Весеннее солнце разбудило маленьких и больших бабочек. Поможем им расправить крылья и полетать.
В воздухе над лугом
Бабочки порхают кругом.
Взлетают и резвятся
На цветы садятся
Большие бабочки сели на большие цветы, а маленькие на маленькие. Сели посидели и опять полетели (Упражнение повторяется 2 раза). Бабочки останутся на цветах и попьют вкусный сладкий сок-нектар. А нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте места в вагонах. Поехали.
Вот поезд наш едет
Вагоны стучат
А в поезде нашем
Ребята сидят
Чу-чу-чу, чу-чу-чу, чу-чу-чу.
В детский сад ребяток я качу.
"ПУТЕШЕСТВИЕ НА ПАРОВОЗИКЕ "
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Психолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы снова встретились с вами. Давайте поприветствуем друг друга. (Настрой на предстоящую деятельность. Создание хорошего настроения).Игра «СПАСИБО, ЧТО ТЫ РЯДОМ!»
Все участники стоят в кругу. Один из них встает в центр круга, другой подходит к нему, пожимает руку и говорит:«Спасибо, что ты рядом!» Они держатся за руки, а каждый следующий участник подходит и со словами:
«Спасибо, что ты рядом!» – берет за руку одного из стоящих в центре. Когда все играющие окажутся в центре круга, ведущий присоединяется к детям со словами: «Спасибо, что все вы рядом!».
Психолог:
Продолжаем наше путешествие. И пока Вы, изучаете карту и выстраиваете маршрут, я хочу сказать, что сегодня мы
отправляемся в путь на паровозике. (Дети изучают маршрут путешествия).
Психолог:
Помните, сказку "Паровозик из Ромашково"? (Дети отвечают)
. Давайте вспомним, каким был паровозик?
Как Вы думаете, должны ли Вы обладать такими качествами? Почему?
Психолог:
Вот и наш паровозик, который повезет нас в путешествие будет таким же. И он как добрый, щедрый к нам с подарками приехал.
Давайте выполним упражнение.
Упражнение "ПАРОВОЗИК С ПОДАРКАМИ"
Ведущий разучивает с детьми следующий диалог:- К нам приехал паровоз!
- Что с собою он привез?
- Он устал, он глух и нем, он привез вагончик...
- С чем?
Ведущий игры объявляет, с чем приехал паровоз, а дети должны продемонстрировать это жестами и звуками. Например,
с топотушками (топают) ;
с хлопушками (хлопают) ;
с мигалками (мигают) ;
с обнималками (обнимаются) ;
с кричалками (кричат) ;
с толкалками (толкаются) ;
с целовалками (целуются) ;
с улыбалками (улыбаются) ;
с шепталками (шепчутся) ;
с молчалками и тишиной (все замолкают) ;
Упражнение «ПОЕЗД»
Дети встают «паровозиком», держась за плечи друг друга, все кроме первого («паровозик») - с закрытыми глазами. Поезд отправляется в дорогу по сигналу педагога. На его пути могут быть препятствия: стульчик, подушка и т.п. паровозик должен провезти весь свой состав без происшествий до станции.Психолог: Паровозик из Ромашково был очень любознательный и поэтому постоянно останавливался, чтобы узнать и увидеть что-то новое. Сейчас мы поиграем в игру "Я вижу..."
Упражнение «Я вижу...»
Правила: не повторяться.Процедура: участники, сидя в кругу, по очереди называют предметы, которые находятся в комнате, начиная каждое высказывание словами: " Я вижу..." Повторять один и тот же предмет дважды нельзя.
Психолог: Пока мы едем в поезде мы можем познакомиться друг с другом и узнать, может кто-нибудь уже повстречал Колобка и он тоже едет в нашем веселом поезде.
Упражнение «ВСТРЕЧА»
Дети по сигналу ведущего начинают хаотично передвигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути (возможно, кто-либо из детей захочет поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания) . Здороваться надо определенным образом: один хлопок -здороваемся за руку; два - здороваемся плечами; три хлопка - здороваемся спинами. Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре помогает избавиться от ощущения отчужденности.ПРИМЕЧАНИЕ: Для полноты тактильных ощущений можно ввести запрет на разговоры во время этой игры.
Психолог: Паровозик радовался всему, что видел и что мог потрогать. Давайте и мы поиграем в игру "Прикоснись к предмету".
ИГРА "ПРИКОСНИТЕСЬ К ЗЕЛЕНОМУ…".
Ребёнок должен прикасаться к чему-нибудь по своему желанию или по команде ведущего, например:Прикоснитесь к чему-нибудь зеленому. Водящий находит зеленый предмет или предметы и прикасается к ним.
Психолог: Когда мы видим что-нибудь красивое, слышим хорошую музыку у нас появляются разные чувства. Давайте выполним упражнение.
Упражнение "ОТГАДАЙ, ЧТО Я ПОЧУВСТВОВАЛ?"
В этой игре две основные роли: водящего и игрока (игроков может быть несколько) .Водящий должен загадать какое-то чувство, вспомнить историю, когда это чувство возникало у него, или придумать историю о ком-то другом, переживающем похожее состояние. При этом он должен рассказать свою историю так, чтобы не назвать случайно само чувство. Закончить рассказ нужно предложением: "Тогда я почувствовал..." - и сделать паузу. Тогда игрок пробует отгадать, что же мог чувствовать человек, попавший в такую ситуацию.
Рассказы лучше делать небольшие, например такие: "Я увидела, что поезд, на котором я должна была отправиться в путешествие отошел от перрона, я почувствовал...", "На цветущей полянке я увидел много прекрасных цветов, я..." и т.д.
Примечание. Лучше, чтобы начинал водить взрослый, показывая детям на примере, какими могут быть рассказы (не слишком длинные и не очень сложные) . Если же ребенок угадал чувство персонажа, о котором идет речь, то можно предложить ему стать водящим и придумать свою историю. Слушайте внимательно эти истории - возможно, в обычной беседе ребенок не рассказал бы о своих скрытых переживаниях!
Игра "ПЕРЕДАЙ ДВИЖЕНИЕ".
Участники стоят в кругу. Ведущий начинает движение и передаёт его по кругу. Все игроки повторяют за ним.Игра "ТО, ЧТО Я ЛЮБЛЮ ДЕЛАТЬ".
Ребёнок показывает без слов то, что он любит делать, а остальные угадывают, что он любит.7. Рефлексия. Дети рассказывают, что им понравилось и запомнилось на занятии.
8. Ритуал прощания. Все берутся за руки. Улыбаются друг другу самой доброй улыбкой и обнимаются.
Психолог: Не нашли мы с вами колобка и здесь. Хотя и узнали много нового и интересного. "До свидания, ребята! Я буду ждать вас на следующее занятие. И мы снова отправимся в путешествие".