Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Темы классных часов на день народного единства. Классный час «День народного единства

21.03.2017 12:48

Данная разработка классного часа поможет учащимся узнать об этом дне. Потому что каждый человек должен знать зачам и почему мы отмечаем этот праздник "День народного единства".

Просмотр содержимого документа
«Классный час День народного единства»

Классный час

4 ноября

День народного единства

Цель:развивать чувство гражданственности и патриотизма, любовь к Родине, интерес к истории Российского государства; воспитывать чувство гордости и уважения к защитникам государства; формировать ответственность за судьбу Родины.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

1 слайд

Сегодня мы поговорим о государственном празднике России – Дне Народного Единства

2 слайд

Начнём классный час с исполнения гимна Российской Федерации.

исполнение 1 куплета и припева гимна.

Слова гимна России

Россия - священная наша держава,
Россия - любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава -
Твоё достоянье на все времена!




От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая -
Хранимая Богом родная земля!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

3 слайд

Цель: проверить знания учащихся по воспроизведению ранее полученной информации по данной теме классного часа.

(учащиеся отвечают на вопросы, учитель обобщает их ответы)

К чему призывает нас этот праздник? праздник призван напомнить о том, что мы россияне– единый народ с общей исторической судьбой и общим будущим.

В чем состоит суть дня народного единства? День народного единства, проникнутый идеями национального согласия, сплочения общества, упрочнения российской государственности, взаимопонимания, милосердия, заботы о людях. День народного единства является свидетельством единения людей, служения обществу.

Для чего нам нужно единство? Для того, чтобы строить Россию вместе. Когда у нас будет доверие друг к другу, когда наша дружба будет крепка, мы сможем защитить нашу Родину от любой опасности.

4 слайд

Чтение наизусть стихотворений, посвящённых ДНЮ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА.

Наталья Майданик
ЕДИНСТВО НАВСЕГДА
Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА
С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд

Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.

Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!

Этот праздник единения России установлен в память о событиях 4 ноября 1612 года, когда воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.

5 слайд Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в конце XVI начале XVII веков.

6 слайд После смерти царя Ивана Грозного московский трон зашатался. Три сына у царя было. Старший умер, средний, хилый да слабый, недолго процарствовал. Что сталось с младшим, Дмитрием, - неизвестно. То ли из-за болезни умер, то ли из-за несчастного случая. А в народе слух ходил: конечно, убили царское дитя! И убийца тот, кто стал царём вместо Дмитрия:

7 слайд Годунов Борис Фёдорович! Борис Годунов много хорошего для страны сделал, еще больше задумал. Но народ так и не простил ему смерти царевича Дмитрия. А тут ещё неурожай, голод. Кто виноват? Конечно, царь-убийца: это Бог его наказывает!

8 слайд И началось в Русском государстве страшное время, которое назвали Смутой.

Цари - самозванцы Неожиданно в Литве объявился беглый монах Григорий Отрепьев и назвал себя царевичем Дмитрием, чудесным образом спасшимся! Польский король его признал и дал войско - отвоевать "отцовский" престол. Борис Годунов не успел навести порядок в стране: умер. Сердце подвело. Или совесть замучила?.. Не дожидаясь подхода польского войска, расправились бояре с детьми Бориса Годунова: сына Фёдора убили, а дочь Ксению заточили в монастырь.

9 слайд В Москве воцарился Самозванец. Этот Самозванец - он остался в истории Лжедмитрием I - государем оказался неплохим. Полякам и боярам мешал разорять Русь. Поэтому они его и убили, заменив на другого - ничтожного, который тоже назвал себя царевичем Дмитрием.

10 слайд Он стал Лжедмитрием II. Этот самозванец Лжедмитрий II, собрав войско, двинулся на Москву. По дороге он со своим войском разбил лагерь в селе Тушино, отчего и получил прозвание «Тушинский вор».

11 слайд А потом он надумал посадить на московский трон польского королевича Владислава. Отправили послов к польскому королю Сигизмунду. А тот заявил: "Сам в Москве на трон сяду. Станет Русь частью Польского королевства!

12 слайд " Государство, которое вмешивалось в дела России в Смутное время, называлось - Речь Посполитая, в его состав входили Польша и Литва.Тогда и наступил конец терпению народа.

13 слайд Народное единство Рязанец Прокопий Ляпунов собрал ополчение и двинулся на Москву. Испугались поляки и бояре-предатели, составили грамоту с приказом распустить ополчение.

14 слайд И пошли к патриарху Гермогену: "Ты в русской церкви самый главный. Тебя народ послушает. Подпиши грамоту!" Отказался патриарх и призвал русский народ выступать против захватчиков.

15 слайд Ополчение Ляпунова было невелико и не могло взять Москву. Оно потерпело поражение. Его предводитель - Прокопий Ляпунов - погиб. Но призыв патриарха Гермогена облетел все русские города.

16 слайд Услышали его и в Нижнем Новгороде. Тамошний купец Козьма Минин первым отдал на ополчение всё своё богатство и обратился с призывом к жителям города. Собрали жители Нижнего Новгорода большое войско.

17 слайд Во главе его стал князь Дмитрий Пожарский. Двинулось ополчение к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду.

18 слайд Ополчение Минина и Пожарского остановилось и в городе Ярославль для пополнения перед походом на Москву. А в Москве поляки снова потребовали от патриарха: "Прикажи ополчению, пусть разойдется!" - "Да будет над ними милость Божья и наше благословление! - ответил Гермоген. - Изменники же да будут прокляты и в этом веке, и в будущем".

Так и случилось! Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник.

19 слайд Два месяца осаждал Москву Пожарский. Вскоре поляки сдались, Пожарский с торжеством вступил в город. 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года вражеское войско сдалось на милость победителей, ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город.

20 слайд Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит на Красной площади - в самом сердце России. А еще такой памятник установлен в Нижнем Новгороде.

21 слайд Национальный герой. Поистине национальным героем того сурового времени стал Иван Осипович Сусанин. В начале 1613 года, когда Москва уже была освобождена от польских интервентов, отряды захватчиков еще бродили по русской земле в надежде переломить исход войны.

22 слайд Один из таких отрядов хотел захватить в плен только что избранного русского царя Михаила Федоровича Романова, жившего неподалеку от Костромы.

23 слайд Сына патриарха Филарета - Фёдора Никитича Романова.

24 слайд Тогда-то и совершил свой знаменитый подвиг крестьянин из села Домнино, расположенного близ Костромы - Иван Осипович Сусанин. Враги пытались сделать его своим проводником, а он завел захватчиков в глухой лес, погубил их, но погиб при этом сам. Доказательством реальности подвига Ивана Осиповича Сусанина является царская грамота о даровании Богдану Сабинину (зятю Сусанина) половины деревни за подвиг покойного тестя.

25 слайд Ивану Сусанину и его подвигу посвящены произведения музыкального, изобразительного и словесного искусства: опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), опера К. А. Кавоса («Иван Сусанин»), дума К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин», драма Н. А. Полевого «Kocтромские леса», картина М. И. Скотти «Подвиг Ивана Сусанина».

26 слайд

Инсценирование поэмы К. Рылеева "Иван Сусанин"

Действующие лица:

Чтец, И.Сусанин, Поляки (3-4 чел).

Поляк: Куда ты ведёшь нас?.. не видно ни зги, -

Чтец: Сусанину с сердцем вскричали враги.

Поляк:

Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;
Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега
Ты сбился, брат, верно нарочно с пути,
Но тем Михаила тебе не спасти.

Поляк: Куда ты завёл нас?"

Чтец: лях старый вскричал

Сусанин "Туда, куда нужно,

Чтец: Сусанин сказал

Сусанин:

Убейте, замучьте, - моя здесь могила.
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила.
Предателя, мнили, во мне вы нашли,
Их нет и не будет на Русской Земли!

Поляки: "3лодей!"

Чтец: закричали враги, закипев.

Поляки: "Умрёшь под мечами".

Сусанин:

"Не страшен ваш гнев
Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,
И радостно гибнет за правое дело.
Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь".

Поляки: "Умри же!"

Чтец: Поляки герою вскричали,
И сабли над старцем, свистя, засверкали.

Поляк: "Погибни, предатель! Конец твой настал!"

Чтец: И твёрдый Сусанин весь в ранах упал.
Снег чистый чистейшая кровь обагрила:
Она для России спасла Михаила

27 слайд "Избрание Михаила Романова на царство"

28 слайд В Костроме установлен памятник И. О. Сусанину.

29 слайд

День Казанской иконы Божией Матери

4 ноября – день Казанской иконы Божией Матери – с 2005 года отмечается как «День народного единства». Это вовсе не новый праздник, а возвращение к старой традиции. Празднование Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой "Казанская", установлено в этот день в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. И молитва была услышана.

30 слайд

В благодарность за помощь и заступничество князь Пожарский на свои средства построил в 20-х годах XVII века деревянный собор во имя Казанской иконы Божией Матери.

Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы установлено в 1649 году. И до наших дней эта икона особо почитается русским православным народом. Позже, из-за революции 1917 года и последующих за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов прервалась, а сегодня снова восстановлена! .

31 слайд

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ БЕСЕДЫ.

1. Что такое 4 Ноября? Праздник ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА - дань глубокого уважения к тем знаменательным страницам отечественной истории, когда патриотизм и гражданственность помогли нашему народу объединиться и защитить страну от захватчиков. Преодолеть времена безвластия и укрепить Российское государство.

4 ноября – это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила;
4 ноября – это возрожденный праздник со своей историей;
4 ноября – это день реальных дел , а не сомнительных маршей.

32 слайд

Чтение наизусть стихотворение Натальи Майданик.
ПРИЗЫВНАЯ
В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!

Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,

Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!

.

33 слайд (переход на викторину при нажатии кнопки Викторина)

34 – 44 слайды

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ(переход на викторину при нажатии кнопки Викторина

1. Как называлось государство, которое вмешивалось в дела России в Смутное время?
Речь Посполитая

2. Кто возглавил первое ополчение 1611 года?
Прокопий Петрович Ляпунов

3. Какое историческое событие произошло 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года?
Ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город.

4. Как звали национального героя того времени?
Иван Осипович Сусанин.

5. Назовите город, в котором на несколько месяцев остановилось ополчение Минина и Пожарского для пополнения новоприбывавшими силами перед походом на Москву.
Ярославль

6. Кого из претендентов на Московский трон называли "тушинским вором"?
Лжедмитрия II

7. В благодарность за помощь и заступничество князь Пожарский на свои средства построил в 20-х годах XVII века деревянный собор во имя Казанской иконы Божией Матери. О каком Храме идёт речь?
Казанский собор на Красной площади в Москве.

8. С каким событием связано окончание Смутного времени на Руси?
С воцарением Михаила Романова.

9. В каком году впервые было установлено Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы 4 ноября?
в 1649 г.

10. Как называется государственный праздник, который мы отмечаем 4 ноября?
День народного единства.

45слайд

Спасибо за внимание

    День народного единства

    Под каким названием вошло в историю начало XVII в?

    Смутное время

    Лжедмитрий Первый

    Народное ополчение

    Михаил Романов

    Казанский собор

Просмотр содержимого презентации
«кл.час 4. 11»


Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася!

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!


День народного единства отмечается в России

4 ноября - дата окончания Смутного времени и освобождения от польских захватчиков в 1612 г.



Борис Годунов

  • После смерти царя Федора на Земском соборе избирается новый царь – Борис Годунов.
  • Он был сильным, честолюбивым государственным деятелем, вёл успешную внешнюю политику, при нём укреплялось разоренное при Иване Грозном государство.

Лжедмитрий 1

  • У Бориса Годунова было много врагов. Воспользовавшись слабостью страны, Польша поддержала Лжедмитрия 1 и начала поход против России.
  • Царь Борис Годунов внезапно умер, а польский Лжедмитрий I в Москве венчан на царство.

Василий Шуйский

Царствование Лжедмитрия I продолжалось 11 месяцев. В результате заговора во главе с князем Василием Шуйским бояре перебили поляк и Лжедмитрий I был тоже убит.

На престол вступил боярский царь Василий Шуйский.


  • Летом 1610 г. группа бояр и дворян заставила

В. И. Шуйского отречься от престола и постричься в монахи. Власть перешла в руки "семибоярщины".

  • В 1611 году бывший русский царь Василий Шуйский пленником был привезен в Польшу к королю Сигизмунду. Василий Иванович Шуйский умер на чужбине 12 сентября 1612 года.
  • Не желая вновь выбирать царя из бояр и стремясь примириться с поляками, семибоярщина предложила призвать на русский престол сына польского короля Сигизмунда III - королевича Владислав а

Лжедмитрий II

  • Лжедмитрий II - самозванец . В 1607 году Лжедмитрий II появился в Стародубе-Северском и выдал себя за царя Дмитрия Иоанновича (сына Ивана Грозного), якобы счастливо спасшегося во время Московского восстания 1606 года.
  • Получил поддержку от поляков и русского боярства. В мае 1608 года Лжедмитрий II одержал победу над войсками В. Шуйского.
  • Не сумев занять столицу, остановился лагерем в селе Тушино под Москвой, за что получил прозвище " Тушинский вор ".
  • В 1609 году потерял поддержку поляков, вынужден бежать в Калугу, где и был убит.

ДВОЕВЛАСТИЕ

В стране установилось двоевластие .

Фактически в России стало два царя, две Боярские думы, две системы приказов.

В тушинской «воровской думе» заправляли бояре Романовы, Салтыковы, Трубецкие. Был в Тушине и собственный патриарх – Филарет.

Бояре в корыстных целях переходили от Василия Шуйского к самозванцу и обратно; таких бояр называли «перелетами».



Смутное время в России в начале XVII века

В 1610 г. бояре открыли ворота и впустили в Москву польские войска.

Москвичи восстали. Почти вся Москва сгорела. Большинство жителей погибло...


Польские отряды расползлись по всей стране.

Шведы захватили Великий Новгород.

Интервенты рвали страну на части.

Гибель России казалась неизбежной…

На борьбу поднялся весь народ.



Военным руководителем ополчения стал князь Д. М. Пожарский.


Кузьма Минин (1578-1642)

« Не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего,

дворы продавать,

жен и детей закладывать,

бить челом тому,

кто бы вступился за

истинную православную веру

и был у нас начальником »


Кузьма Минин, продавец мяса и рыбы, земский староста, считался в Нижнем Новгороде «излюбленным человеком» за честность и «мудрый смысл».

По советам Минина, люди жертвовали «третью деньгу», т.е. третью часть имущества.

Люди выбрали вождем князя Д.М.Пожарского, лечившегося от ран в своем имении.

К нижегородцам скоро примкнули и другие города, поднятые окружной грамотой.

Почти целый год собирали силы русские люди, и наконец в июле 1612 года ополчение Минина и Пожарского выступило на Москву.

В апреле 1612 г. в Ярославле уже стояло громадное ополчение с князем Пожарским и Мининым во главе.


Князь Дмитрий Пожарский (1578-1641)

Князь Пожарский, став во главе ополчения, принял всю власть над Русской землей, но остался скромен и прост в обращении.

Он никогда не стремился к исключительному влиянию на людей и события.

После победы новый царь возвел его в бояре.


Центром освободительного движения стал Нижний Новгород. В сентябре 1611г.

нижегородский староста Кузьма Минин призвал жителей города встать на защиту Родины. Воеводой был избран князь Дмитрий Пожарский.

Так у народного ополчения стало два вождя.




Битва за столицу была упорной и кровопролитной. С клятвой «Умрем за Русь святую!» храбро сражались ополченцы.

В этом крике соединились все сердца, все души, все мысли, все желания русских людей. Однако исход битвы оставался неясным.

Но тут Минин отобрал 300 отличных воинов и смело бросился с ними на неприятеля сзади – в самую гущу поляков.

Такое неожиданное нападение смешало польское войско, ряды его расстроились, а русские воспользовались этим беспорядком. В августе была одержана решительная победа над поляками, и в октябре Москва была очищена от оккупантов .





Вот настоящие герои.

Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству.

Они заговорили о братской любви и жертвенности.

Среди злобы, корыстолюбия и отчаяния, охвативших народ, они напомнили о том, что нет больше подвига, как отдать жизнь за брата своего.. .




Памятник К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади

«Князю Пожарскому и гражданину Минину благодарная Россия. 1818 год" .


Казанский собор , был построен в

20-х годах XVII века на средства князя Дмитрия Михайловича Пожарского в благодарность за помощь и заступничество в борьбе с польско-литовскими захватчиками.


  • Казалось, что России больше нет, в небытие уйдёт культура, и быт, и мораль, и право.
  • Любовь к России оказалась сильнее, чем ненависть к крепостникам.
  • Призыв объединиться шёл из низов общества.
  • Забыв обиды, встали в один строй люди разных общественных страт: купечество, крестьянство, дворянство, духовенство, казачество.
  • Именно ополчение решило судьбу русского государства.
  • Это была демонстрация воли к независимости,

любви к Родине, умения самоорганизоваться,

когда нет центральной власти, когда на троне люди, чуждые России.


В 1613 г. Земский собор избрал нового царя - Михаила Федоровича Романова .


Михаил Фёдорович

Романов

  • Михаил Федорович – основоположник царско-императорской династии Романовых, первый русский царь из боярского рода Романовых.
  • 21 февраля 1613 года Земский собор избрал шестнадцатилетнего Михаила Романова государем Всея Руси.

Кризис российского государства

Разорение городов

и деревень

Убийство

невинных

людей

Угроза национальной

независимости

Сбор денег на народное

ополчение организовал

земский староста

К.А.Минин

Формирование народных ополчений

В Рязани и Нижнем Новгороде

В 1611г.под рук-вом Д.Пожарского


Способны ли мы, русские люди, сегодня на общее дело?

  • Подобное неоднократно будет повторяться в русской истории. Простые русские люди, понявшие, что стране угрожает смертельный враг, самоотверженно встают на её защиту.
  • Пример: Символом верности Родине вечно служит подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина , пожертвовавшего собственной жизнью в борьбе против польских интервентов, заведшего врагов в глухой лес, в болото (1613 год). По преданию, таким образом он спас жившего тогда в Костроме выбранного на царство Михаила Фёдоровича Романова.
  • 1812 год. Народное ополчение – патриоты Смоленска, Бородино . Тарутино.
  • Массовое партизанское движение, которое сделало пребывание французов в России невыносимым. Ополчение, которое преследовало противника, дав возможность сохранить основные силы русской армии.



Народное ополчение 1941 года

  • 1941 год вновь показал, что ополчение – удивительное, неповторимое проявление русской души, факт готовности самопожертвования ради своей Родины. Добровольцы отвоевали время для развёртывания кадровой армии.
  • ИХ ВСЕХ объединяла мысль:
  • Кто, если не мы?
  • За нами - Родина!

  • Без понимания, осознания, воспитания чувства державности, патриотзма

в каждом из нас

наше Отечество не сможет стать действительно ВЕЛИКОЙ ДЕРЖАВОЙ .

  • БУДУЩЕЕ СТРАНЫ ЗА ВАМИ, СЕГОДНЯШНИЕ ШКОЛЬНИКИ.

Проверь себя

  • Как называется государственный праздник, который впервые отмечался в России 4 ноября 2005г?
  • День народного единства
  • Под каким названием вошло в историю начало XVII в?
  • Смутное время
  • О ком историк В.О.Ключевский сказал: «Он был только испечен в польской печке, а заквашен в Москве»
  • Лжедмитрий Первый
  • Как называется войско, создаваемое на добровольных началах?
  • Народное ополчение
  • Этот царь впервые в истории России был избран на престол Земским собором.
  • Михаил Романов

Проверь себя

  • Человек, появление которого на исторической сцене в 1608 г. послужило созданию ДВОЕВЛАСТИЯ: «Почти два года Россия имела две столицы, двух царей, двух Патриархов»
  • Лжедмитрий Второй «Тушинский вор»
  • В память об изгнании с нашей земли польско-литовско-шведских оккупантов были сооружены три храма. Один из них был возведен на деньги Д.Пожарского на углу Красной площади и Никольской улицы. Как называется этот храм?
  • Казанский собор
  • Каждый праздник имеет свою символику. Предложите, что может стать символом праздника народного единства (эмблема, девиз, герб, образ)

Этот слайд содержит вопросы для самопроверки. После вариантов ответов учащихся, по щелчку мыши на экране появляется верный ответ

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ:

«ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА»

Цель : раскрыть решающую роль народных масс, К. Минина и Д. Пожарского в борьбе против интервенции и освобождении страны; показать роль национального самосознания русского народа; формировать гражданскую позицию, патриотизм; воспитывать интернационализм; межэтническое и межкультурное взаимопонимание.

Ход классного часа

К началу XVII в. в Российском государстве наступило так называемое Смутное время. Под именем убиенного царевича Дмитрия объявился первый русский самозванец – Гришка Отрепьев, беглый монах московского Чудова монастыря. Заговорщики убили сына Бориса Годунова, Фёдора, и его мать. Едва успели расправиться с Гришкой, как вместе со всяким вооружённым сбродом, явился второй самозванец – ещё один Лжедмитрий. В стране разразился династический кризис. Москва лежала в руинах, многие города были разрушены и сожжены, в Угличе сломаны все мосты. Воспользовавшись бедственным положением в стране, на неё пошли войной поляки и шведы.

К осени 1611 г. положение России было близко к отчаянному: поляки заняли Москву, Смоленск и другие города на западе. Шведы захватили всё побережье Финского залива и Новгород. Вся западная часть государства оказалась фактически оккупированной. В стране процветало мародёрство, организованная и обычная преступность.

Праздник День народного единства установлен в память о событиях, произошедших 4 ноября 1612 года в Москве. В этот день народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободили Москву от интервентов.

В 1818 г. в Москве в честь этого знаменательного события был установлен памятник народу-освободителю, его предводителям – К. Минину и Д. Пожарскому в благодарность за спасение России от польско-шведской интервенции. Этот исторический факт запечатлён в стихотворении поэтессы Н. Кончаловской «1611 год»:

«Добрый памятник поставлен

Двум героям всей страной

В знак того, что был избавлен

От бесчестья край родной

Он отмечен годом, днем,

И начертано на нём:

«Гражданину Минину

И князю Пожарскому –

Благодарная Россия». (Н. Кончаловская)

- За что благодарная Россия поставила памятник гражданину Минину и князю Пожарскому? Правильно, за то, что они избавили от бесчестия свою страну.

Что автор понимает под «бесчестием»? Какое непоправимое и трагическое событие могло случиться с нашей страной, если бы народ, возглавляемый старостой Кузьмой Мининым и князем Д. Пожарским, не уничтожили бы врага? Русский трон и русскую землю в 1612 г. захватили поляки и шведы, поэтому наш народ был на грани потери своей государственной и национальной независимости.

В память об этих событиях в декабре 2004 г. Государственная Дума утвердила праздничный календарь, и ныне 4 ноября вся страна отмечает праздник – День народного единства.

- Что следует понимать под «народным единством»? Единение людей в служении обществу, в совместном построении государства на благо Родины.

- Скажите, какой народ сильнее, единый или разобщенный? Почему? Правильно, потому что когда народ един, он представляет огромную силу и никакому врагу его не одолеть. Если народ един и скреплен крепкой дружбой, он сможет свою страну вывести из любого кризиса политического или экономического. Ярким примером такого единения является борьба русского и нерусских народов Поволжья против иноземных захватчиков в начале XVII в.

- Какие события предшествовали складыванию кризиса власти и Смуты в стране в конце XVII в.?

Смерть Бориса Годунова открыла вход в Кремль тем, у кого была могущественная поддержка среди бояр. С этого момента и до 1610 г. на Руси наступил период Лжедмитриев и боярского предательства. А народ покорно ждал от боярской думы разумного и справедливого решения. Он безмолвно дождался, когда в августе 1610 г. бояре тайно от народа призвали на московский трон польского короля Владислава. А в сентябре интервенты уже вошли в Кремль. По всей Руси гремят набаты – будущее Московского государства под угрозой. Москва оказалась захваченной польско-литовской шляхтой. Шведы вступили в Великий Новгород, на севере готовилась высадка английского десанта. Русь разваливалась на глазах. У бояр с дворянами не было согласия. Послушайте содержание Договора 17(27) августа 1610 г. о признании королевича Владислава русским царем: «Московского государства мы бояре князь Федор Иванович Мстиславский, да князь Василий Васильевич Голицын, да Фёдор Иванович Шереметев, да окольничий князь Данило Иванович Мезетской, да думные дьяки Василий Телепнев, да Томило Дуговской послати бити челом к великому государю к Жигимонту королю Польскому и великому князю Литовскому, чтоб дал на Владимирское и Московское и на все великие государства Российского царства сына своего Владислава королевича.

А мы все бояре и дворяне, и дьяки думные, и приказные люди, и торговые люди, и стрельцы, и казаки, и всех чинов служилые люди Московского государства великому государю королевичу Владиславу Жигимонтовичу и детям его целовати святой животворящий кресс Господень на том, что нам ему вовеки служити, как прежним прирожденным государям».

- К каким последствиям могло привести заключение подобного договора?

Послушайте, как эти события описывает поэтесса Н. Кончаловская:

Горит, пылает, стонет Русь

Под игом польских банд.

В Кремле враги: полковник Струсь –

Кремлёвский комендант.

Москву ограбив, обобрав,

Орава панов ждёт,

Что королевич Владислав

Из Польши в Кремль придёт.

Придёт, займет московский трон,

И Польшей станет Русь.

- Какими словами автор этих стихов передает сложное положение русской земли? Правильно, «горит, пылает, стонет Русь».

- Что сделали враги с Москвой? Ограбили, обобрали.

- На что рассчитывали польские паны? Они надеялись, что московский трон будет захвачен польским королевичем Владиславом.

- Если бы это произошло, то Русь какой страной бы стала? Польшей.

Смутное время стало сильнейшим потрясением для России. По подсчетам историков, за годы Смуты в Росси объявилось ни много, ни мало семнадцать самозванцев. Двое из этой пестрой толпы оказались особенно опасны: Лжедмитрий I сумел захватить власть и усидеть на троне 11 месяцев, а Лжедмитрий II, он же Тушинский вор, почти 2 года осаждал столицу государства.

В это время в Нижнем Новгороде произошли истинно великие события, имевшие значение для утверждения силы и славы русского государства. В феврале 1611 г. нижегородская рать из 1200 человек, в которую входили воины из Казани, Ярославля, Чебоксар, двинулись на Москву. Однако первый поход ополчения потерпел поражение, которое не давало покоя патриоту русской земли Кузьме Минину.

Посадский староста Кузьма Минин, разговаривая в земской избе с приходящими по делам посетителями, указывал на необходимость создать казну и предлагал сделать пожертвования. Так он собрал первую сумму на снаряжение ополчения. Но этих денег было недостаточно, и Минин решил обратиться с воззванием ко всему нижегородскому народу. На спуске, что идет от ивановских ворот к торгу, начал собираться народ. Вот как описывает выступление Минина на соборной площади Нижегородского кремля автор книги «Минин и Пожарский» Виктор Шкловский:

« - …Неужто у народа русского ни силы, ни управы нет на врагов?

Гул пошёл по толпе…

Минин вытер рукавом пот со лба.

Воюем мы… врозь. Псков – особо, а Казань – особо, а Астрахань – особо же. Коли так будет, осилят нас…, прибьют нам на шею железное ярмо железными гвоздями, и будем и мы и дети наши холопами, и родину свою забудем, и родной язык забудем».

- О какой особенности военных действий говорит Минин? Правильно, «воюем врозь».

- К каким последствиям может привести разрозненность действий? Враги нашу страну быстро осилят.

- В случае такого исхода какой может стать судьба русского народа? Все станут холопами, забудут родную речь и родину свою забудут.

«Молчание.

Граждане новгородские! – продолжал Минин в наступившей тишине.- Опомниться надо, начинать надо великое земское дело. По всем городам собирать в ополчение служилых дворян. По деревням да городам собирать и простых ратных людей – кто захочет, созывать всех в одно место, давать им коней да оружие, да одевать, да кормить добро, чтобы было доброе войско».

- Какой план был у Минина? Как вы считаете он был необходим стране?

«Минин перевёл дух.

Денег надо много! – выкрикнул он… коли подымать ополчение, коли идти…всей землей, денег надо великую силу! И железо надо – оружие ковать. И медь надо – пушки лить! И свинца надо, и селитры…

Так неужто ж не станет нам доброй воли? Неужто добро своё, рухлядишку свою пожалеем, а землю родную не пожалеем?!

Миныч! Миныч! – кричали люди.

Миныч, прими сукно! Шапку давай!

Головы свои отдадим! – кричал человек в толпе.

Плачущие женщины неверными пальцами вынимали серьги из ушей.

Одежды, свёртки сукон, шапки с деньгами, сапоги, кафтаны, оружие грудой вырастали на каменном полу паперти…

А воеводой кто будет? – мрачно сказал из толпы Алябьев.

Есть один воевода! – крикнул Роман из толпы. – Пожарский Дмитрий, что бился в Москве.

Замолчала толпа.

О Пожарском думал и я, - сказал Минин».

- Поддержал ли народ Кузьму Минина? Как вы думаете почему?

Послушайте, как эти же самые события поэтически описала Н. Кончаловская:

От москвичей призыв идёт,

По городам до волжских вод.
Всю землю нашу охватив,
Дошёл до Нижнего призыв,
До старосты, до мужика -
Нижегородца-мясника,
Что звался Минин-Сухорук.
Он весь народ собрал вокруг:
«Волжане! Православный люд!
Повсюду русских ляхи бьют!
Ужели враг непобедим?
Ужели землю отдадим?
Нет! За собой народ ведя,
Пойдём мы, жизни не щадя!
Не пощадим домов, клетей,
Ни золота, ни серебра!
Заложим жён своих, детей!
Пришла пора!
Несите жемчуг, серебро,
Несите всё своё добро,
Всё, что "копили много лет!
А у кого богатства нет -
Отчизну, родину любя,
Нательный крест сними с себя!
Давайте всё, кто чем богат,
Ничуть, нимало не тая.
Поможем все, как брату брат,
Одна семья!»
И понесли ему добро:
И жемчуга, и серебро,
Иконы, ризы и меха,
Одежды, платья вороха.

Кто приводил гнедых коней,
Коров, баранов и свиней,
Кто приносил мешки зерна,
Тюки овечьего руна, -
Ну, словом, всё, что лишь могли,
На площадь Минину несли,
Тащили и везли.
Поволжье Минин призывал,
Он ополченье собирал,
Всех одевал, всех обувал,
Кормил, поил и снаряжал
И всех вооружал.
И эту рать в туманной мгле,
По нераспаханной земле,
Где колос уж давно не цвёл,
К Москве, к столице он повёл.
Та рать от каждого села
Всё прибывала и росла.
Пустели сёла у реки,
Лишь дети, бабы, старики
Шли до околиц провожать
Ещё не виданную рать,
Что неотступно шла вперёд, -
Народ!

- Как вы думаете: в этих строках показан пример народного единения или разобщения?

- Что такое ополчение? Ополчение – военное формирование, создаваемое в помощь регулярной армии на добровольных началах.

- В стихотворении встречаются следующие строки: «Волжане! Православный люд!» и «Поволжье Минин призывал». Скажите, в Поволжье проживают только русские или и другие народы? Правильно, там проживают, кроме русских, татары, чуваши, мордва, мари. Все народы Поволжья вместе с русскими на щадили ни своей жизни, не пожалели ни своего достатка во имя спасения отечества своего – России.

- Почему стало возможным такое единение, единство в борьбе против общего врага? Все ощущали себя народом одной страны. Людей объединяло национальное самосознание. Национальное самосознание – осознание народом своего значения в жизни страны, общества и мировой истории.

Итак, после событий, состоявшихся на площади у Ивановской башни Нижегородского Кремля, Нижний начал готовиться к ополчению. В зиму город больше походил на большой воинский стан. По совету Минина нижегородцы стали отдавать на нужды ополчения третью часть имущества. По его же предложению предводителем похода был выбран опытный воин князь Дмитрий Пожарский. 28 октября 1611 г. Пожарский принял решение возглавить нижегородскую рать, и прибыл в Нижний Новгород.

В конце зимы 1612 г. ополчение выступило в поход. Оно было небольшим: всего несколько тысяч человек. Пошли на Ярославль, в обход опасных мест, занятых казаками. По дороге к ополчению примыкали все новые ратники. Самые большие отряды присоединились к войску в Ярославле. С иконой Казанской Божьей Матери и под стягом князя Пожарского ополчение вступило в Москву. А тем временем, противостоящие войску Пожарского силы интервентов под Москвой имели численное преимущество. Ополчение расположилось станом у Арбатских ворот, между двух огней. С одной стороны наступали поляки гетмана Ходкевича, с другой наступали поляки. Но иной позиции у Пожарского не было. Оставалось или победить, или положить всю рать на поле брани. Кровопролитная сеча длилась два дня. Летописец рассказывает, как «Минин, не искусен воинским стремлением, но смел дерзновением», в критический момент битвы попросил у Пожарского три конные дворянские сотни. Перебрался через крымский брод Москвы-реки и ударил врага с тылу. Гетманское войско не успело подготовиться к отпору. В панике вражеская рота налетела на седлавших коней рейтар и смяла их порядки. На помощь Минину пришли казаки. Тем временем ратники Минина уже достигли городского внешнего вала. Поляки отступили к донскому монастырю. На исходе октября 1612 г. они с позором оставили окраины Москвы.

Итак, в судьбоносную осень 1612 г. Второе Земское ополчение под руководством князя Дмитрия Пожарского и нижегородского посадского старосты Кузьмы Минина не только освободило Москву от иноземных захватчиков, удержавшихся в русской столице больше двух лет. Но и сделало решающий шаг для прекращения Смуты, сотрясавшей Русское государство почти два десятилетия.

22 – 26 октября (1 – 5 ноября по новому стилю) 1612 года, победившее ополчение освободило Китай-город и вступило в Кремль. Эти дни по праву занимают почетное место среди самых важных дат русской истории и, несомненно, заслуживают быть отмеченными в календаре как государственный праздник, символизирующий единство нации и призванный формировать у миллионов людей важнейшее качество – гражданин своей страны.

В 1612 году на защиту страны выступила «земля», т. е. народ. Широкие слои населения, сплотившиеся для решительной борьбы, создали одно за другим, два мощных ополчения – сначала на Рязанской земле, а затем и в Нижнем Новгороде, и освободили, очистили Россию от польских и шведских интервентов.

В феврале 1613 года был избран новый царь, 16-летний Михаил Фёдорович, в стране появилась законная власть и новая династия.

И хотя выход из порожденного Смутой глубочайшего кризиса занял еще долгие годы, главное было сделано: разрушение государства было остановлено, а народ, объединившийся в борьбе за свободу, показал пример торжества духи и единства.

После победы Дмитрий Пожарский вместе с князем Трубецким возглавил временное правительство. Начиная с 1628 г. в течении почти трех лет Дмитрий Михайлович был воеводой в Новгороде. Минину новый царь Михаил Романов пожаловал звание думного дворянина и наградил вотчиной – селом Богородским в нижегородском уезде. С 1613 г. герой нижегородского ополчения жил при царском дворе, участвовал в заседаниях боярской Думы. 20 января 1616 г. по возвращению из Черемисских земель Минин скоропостижно скончался. Его похоронили на одном из кладбищ Нижнего Новгорода. Затем прах перенесли в усыпальницу Спасо-Преображенского собора. До середины 19 века центральное место на гробнице занимала надпись – «Избавитель Москвы – Отечества любитель». Сейчас собор разрушен. Ныне прах находится в Михайло- Архангельском соборе Кремля.

В начале XIX в., после позора под Аустерлицем, император Александр I подписал мир с Наполеоном. Но Александр I прекрасно понимал, что Франция все равно нападёт на Россию. Нужно было готовиться к войне. Именно тогда на помощь государству снова пришли идеи Минина и Пожарского. 30 ноября 1806 г. император издаёт манифест о создания по примеру великих предков. К моменту нападения Наполеона Россия имела не только регулярные войска, но и 612 тыс. ратников-ополченцев, среди них были и нижегородцы.

- Назовите войну, в которой весь многонациональный народ плечом к плечу мужественно сражался с врагом. Правильно это Великая Отечественная война. Она показала, что когда народ сплочен и един его невозможно победить.

Подвиг гражданина Минина и князя Пожарского золотыми буквами вписан в историю России. Их имена всегда ассоциировались с истинным патриотизмом и самоотверженностью. Не случайно в сложные для страны периоды память о героическом ополчении поднимала россиян на новые подвиги.

Литература

Чернова, М. Н. Работа с документами на уроках истории. 10 класс / М. Н. Чернова, В. Я. Румянцев. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 192 с.

Шестаков, А. В. История СССР в художественно-исторических образах: С древнейших времен до конца XVIII века. Хрестоматия для учителя / Сост. А. В. Шестаков. – М.: Просвещение, 1985. – 240 с.

Единый классный час во втором классе к празднованию дня народного единства.

Классный час на тему «День народного единства» для 2 класса

Трубина Татьяна Александровна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 9 с углубленным изучением восточных языков и культуры
г. Южно - Сахалинска
Описание: Предлагаю Вам разработку творческого классного часа к празднованию дня народного единства. Материал будет полезен учителям начальных классов, педагогам – организаторам.
Цель: знакомство учащихся с праздником – Днем народного единства
Класс: 2
Задачи:
1. Познакомить учащихся с основным содержанием праздника 4 ноября – Днем народного единства.
2. Рассказать детям о духовном значении праздника с целью формирования у них гражданственности и патриотизма.
3. Развивать мышление, речь, словарный запас школьников.

Ход занятия:

1. Вступительная беседа.
- Ребята, какой сегодня день недели? (пятница)
- О чем это говорит? (каждую пятницу первым уроком проходит единый классный час)
- Что значит единый классный час? (по всей нашей Сахалинской области в каждом городе и маленьком селе, в один и тот же день проводят классный час на одну тему)
- Верно. Сегодня, классный час будет посвящен предстоящему празднику, который пройдет на осенних каникулах. Кто-нибудь знает, о каком празднике я хочу сказать? (4 ноября - день народного единства)
- К чему призывает нас этот праздник? (праздник напомнить о том, что мы единый народ)
- Ребята, суть дня народного единства состоит в том, что этот день, проникнутый идеями согласия, сплочения общества, взаимопонимания, милосердия, заботы о людях. День народного единства является свидетельством единения людей, служения обществу.
- Как вы думаете, для чего нам нужно единство? (чтобы все вместе стоять на защите нашей Родины)
- Ребята, что нам поможет сформулировать понятие единство? Ведь это такое сложное слово (толковый словарь)
Дежурные принесли с полки толковый словарь, нашли понятие, прочли вслух.
2. Историческая справка.
- Праздник 4 ноября многие воспринимают как новый праздник. Отмечаем его с 2005 г. Сколько лет мы его празднуем? (10)

Ребята, этот праздник не вновь придуманный, а восстановленный праздник. У него очень древняя история, которая была около 400 лет назад, начало 17 века.
Тогда на Руси началось страшное время, которое называлось Смутой.
– Как вы понимаете, что такое Смута? (война, все смешалось, ничего не понять, все против всех)

В это время не было царя, не соблюдались законы. Этим воспользовались враги (поляки), захотели захватить нашу страну, сделать ее частью своего государства.
–На защиту родины встал народ, во главе с героями, о которых я сейчас вам расскажу

Кузьма Минин (полное имя – Кузьма Минич Захарьев-Сухорукий)
Минин был гражданином Нижнего Новгорода. Он был честным и добропорядочным торговцем, старостой города. Минин убеждал народ «стать за веру, за Отечество». В Нижнем Новгороде начались постоянные сходки: рассуждали о том, как подняться, откуда взять людей и средства. С такими вопросами обращались, прежде всего, к Минину.
Нижегородцы увлеклись предложениями Минина и решили образовать ополчение, созывать служилых людей и собирать на них деньги. По совету Минина давали «третью деньгу», т.е. третью часть имущества; по его же совету выбрали вождем князя Дмитрия Пожарского.
К нижегородцам скоро примкнули и другие города. В начале апреля 1612 г. в Ярославле стояло уже громадное ополчение с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым во главе, а в октябре была Москва очищена от поляков.
Пожарский Дмитрий Михайлович – князь.
Пожарский происходил из князей суздальской земли, и принадлежал к, так называемым, «захудалым» княжеским родам, т.е. не игравшим важной роли в государственных делах.
В предыдущих сражениях Пожарский был ранен и лечил ранения в своей вотчине недалеко от Нижнего Новгорода, куда и прибыли посадские люди приглашать его сделаться начальником ополчения, которое затевалось в Нижнем Новгороде. Он согласился.
Д.М. Пожарский жил долго, но не играл важной роли, как можно было бы ожидать. Он не был ни особенно близким к государству советником, ни главным военачальником. Ему не поручали особенно важных государственных дел. Служба его ограничилась второстепенными поручениями.
- Ребята, можно утверждать то, что эти люди любят свою Родину? (да)
Русские люди всегда любили свою Родину. Во имя ее они совершали подвиги, слагали песни и былины, сочиняли стихи. Нас не покидает чувство гордости за свою могучую и свободолюбивую родину, за ее славный народ. 4 ноября в России отмечается День народного единства. Это праздник стойкости, силы и непобедимости нашего государства. Именно в единстве, единении народа - сила России.
- Суть данного классного часа: дать понять всем, что россияне - это единая нация, у которой есть общее историческое прошлое и корни; что без единства нельзя построить крепкое и могущественное государство; те подвиги, которые совершили Пожарский и Минин, не должны забываться в наше время.
3. Практическая работа. Инструктаж по ТБ.


- Ребята, а давайте мы сегодня наш классный час сделаем творческим. Я попросила вас приготовить ваши папки по технологии. Прошу достать картон цветной, ножницы и простой карандаш. Напомните, как нужно обращаться с ножницами? (дети называют технику безопасности при работе с ножницами)
- Работа будет простая. Выберите лист картона, любого цвета. Приложите свою ладошку и обведите простым карандашом. Аккуратно вырезаем по нарисованному контуру.


- Скажите, пожалуйста, почему наша творческая работа связана с ладошкой? (очень много ответов дали ребята; основной – ладошки и рукопожатия – это и есть символы единства)
По желанию ребята украсили свои ладошки.


- А сейчас мы скрепим ваши ладошки!
4. Итоги классного часа.
- Поднимите руки те, кто сегодня узнал новую информацию.
- Чем вам запомнился этот классный час?
А теперь, я предлагаю, все ваши работы оформить на школьный стенд.
Все творческие работы разместились на информационном стенде в школе. Каждую перемену дети искали свои ладошки, показывали другим учащимся и рассказывали суть нашей работы.

Сценарий праздника «Одной мы связаны судьбой», посвященного Дню народного единства.

Ведущий 1: Добрый день, дорогие ребята! Мы рады приветствовать вас на празднике ко Дню народного единства. 22 октября в 1612 году бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город. Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанскою иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в память этой победы.

Ведущий 2: Идея сделать праздничным день 4 ноября как День народного единства, была высказана в сентябре 2004 года.

Ведущий 1: Патриарх Московский и всея Руси публично поддержал инициативу Думы установить празднование 4 ноября: «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру»

Ведущий 2:

Ведущий 3:

С историей не спорят,

С историей живут,

Она объединяет

На подвиг и на труд

Ведущий 1:

Во славу тех героев

Живем одной судьбой,

Сегодня День единства

Мы празднуем с тобой!

Сейчас состоится викторина на знание истории праздника. Вам надо ответить на вопросы об истории и быте русского народа.

Викторина

1. Как называется государственный праздник, который мы отмечаем 4 ноября? (День народного единства.)

2. Из какого исторического района Москвы были изгнаны поляки? (Китай - город)

3. Главная фигура государственного герба России? Что означает герб РФ? (Двуглавый Орел, Золотой двуглавый орел, взмывающий над страной на своих могучих крыльях, – это символ единства народов России, живущих в двух частях света – Европе и Азии. Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого, символизирующие в новых условиях суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; в лапах - скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди - изображение всадника, поражающего копьем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.)

4. Что означают цвета флага? (белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий - цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество)

5. Как называется праздник проводов русской зимы? (Масленица)
6. Какое угощение было обязательно на этом празднике? (Блины)
7. Почему именно блины, что это означало? (Блины - символ солнца)
8. Какие блюда русской кухни вы знаете? (Щи, каша, пироги, блины)
9. Какую одежду носили русские женщины? (Сарафаны, душегрейки, сапожки, полушалки, шушуны)
10. Как называется русская мужская рубашка? (Косоворотка)
11. Какую обувь носили русские крестьяне? (Лапти)
12. Какое национальное дерево России? (Берёза)
13. Назовите полюбившийся во всём мире сувенир земли русской? (Матрёшка)
14. Какой русский город называли городом мастеров? (Тулу)
15. Какими ремёслами славилась Тула? (Производством оружия, самоваров, баянов, изготовлением пряников.)
16. Назовите великую русскую реку. (Волга)
17. Когда была основана Москва? (В 1147 году - по летописи)
18. Назовите двух русских князей, которые получили почётные прозвища по названию рек. (Александр Невский, Дмитрий Донской)
19. Назовите первого великого русского учёного, основателя Московского университета. (М. В. Ломоносов)

Игры:

1. «Крокодил»

Слова на русскую тематику: блин, береза, варенье, квас, коромысло, колодец, баня, дрова, костер, песня, хоровод, сарафан.

2. «Четыре обезьянки»: по 2 участника от группы: почистить и съесть банан без помощи рук.

3.» Чупа-чупс»: по 1 участнику от группы с чупа-чупсом во рту должны сказать «Я- третьекурсник Батайского техникума информационных технологий и радиоэлектроники» (потом чупа-чупсы добавляются по одному в рот)
4. «Ветер- ветер, ты могуч…»: 2 шарика надо поддерживать в воздухе, чтобы не упали. Победит команда, чей шарик продержится дольше.

Чаепитие.

Подведение итогов.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Цитрин натуральный камень отличить от подделки
Хна и кофе для волос: пропорции, фото до и после
Маска из семян льна для лица: рецепты, способы приготовления, результаты и отзывы Скраб из семян льна