Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Развитие познавательной деятельности детей младшего возраста. Доклад «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности

Мир, окружающий ребёнка с рождения, сложный и многогранный. Чтобы жить в таком мире, маленькому человеку нужно научиться разбираться в качествах и свойствах предметов, в их предназначении, разнообразных явлениях. Малыш нуждается в знаниях, с помощью которых он познакомится с явлениями жизни, доступными для его понимания, осознает, что такое труд. Ежедневно дошкольник узнаёт что-то новое. Обратите внимание, как много информации получает и перерабатывает ребёнок в раннем детстве. Малыш, нередко методом проб и ошибок, старается всё узнать, понять, запомнить. Как эффективно развивать познавательную сферу ребёнка - читайте в нашей статье.

Познавательная деятельность дошкольников

Ребёнок является природным исследователем мира, в котором он живёт. Малыш открывает мир с помощью ощущений, чувств, переживаний, действий: он познаёт.

«Это интересно. По мнению выдающегося учёного в области возрастной психологии Льва Выготского, индивидуальная творческая деятельность ребёнка будет продуктивной, если ребёнок больше видел, слышал, читал, участвовал в разных событиях - по сравнению с другими детьми».

Совершенствование познавательной деятельности дошкольников - одна из важнейших задач в педагогике. Ведь если мы хотим воспитать интеллектуально развитую , то нужно создавать условия для её саморазвития.

Развивать познавательную деятельность у детей нужно для активизации у них любознательности, пытливости и повышения интереса ко всему.

Познавательная деятельность направлена на:

  • получение новых знаний, их усвоение
  • овладение необходимыми умениями и навыками
  • появление навыка воспроизводить и применять полученные знания.

У младшего дошкольника вполне можно сформировать задатки исследователя. Детям этого возраста присущ высокий интерес ко всему происходящему вокруг. Ежедневно на их пути встречаются новые предметы, которые ребятишки сравнивают, узнают названия, стремятся запомнить их. Поддерживая интерес детей ко всему новому, можно всё время стимулировать их познавательную активность. Базой для совершенствования стремления малышей к познанию могут стать ежедневные «ритуалы»: подъём, умывание, одевание, приём пищи, прогулка, игра. Взрослый, являясь проводником в мир предметов и явлений, рассказывает малышу о назначении предметов и явлений: из области природы, деятельности, вещей. Так малыш получает необходимые знания обо всём с ранних лет и, проявляя любопытство, саморазвивается. Познавательная деятельность ребёнка предполагает развитие его мышления, восприятия, речи и понимания её, формирование умения обобщать, и других сфер.

Формирование мышления у детей

Мышление - это не только размышления вслух при помощи слов, а любой психический процесс, который направлен на решение человеком стоящих перед ним задач.

Развитие речи детей раннего возраста

Речь и умственные способности ребёнка взаимосвязаны. Поэтому, желая активизировать познавательную деятельность ребёнка, заняться его развитием речи.

Что следует делать родителям малыша?

  1. Пойте. Ребёнок, недавно появившийся на свет, лучше воспринимает гласные звуки, которые произносятся мелодично, нараспев. Именно поэтому новорождённому должна петь мама: негромко, но внятно. Считается, что замена маминого пения фонограммами в младенческом возрасте не так полезно, как песни в исполнении мамы. Мамины «выступления» способствуют развитию речи, ведь малыш слышит родную речь, её мелодику. Кроме пения, почаще говорите с малышом.
  2. Реагируйте на плач. Плач малыша - не только сообщение о дискомфорте или голоде, это ещё и призыв к общению. Одевая малыша, купая его, гуляя с ним - во всех ситуациях рассказывайте ему, что вы делаете.
  3. Артикулируйте. Ваша мимика и артикуляция помогут малышу понять, как правильно произносятся звуки и слова. Так он быстрее овладеет речью.

Упражнения, развивающие речь детей младшего дошкольного возраста.

  1. Подражание звукам. Гудим, тарахтим, воем, мычим и всячески подражаем звукам животных, механизмов и явлений.
  2. Тренируем губы и язык. Научите ребёнка вылизывать ложку и снимать капельки с неё кончиком языка, облизывать губы, высовывать язык, цокать, как лошадка, причмокивать, сплёвывать.
  3. Тренируем речевое дыхание. Пусть малыш выдувает мыльные пузыри, дует на вертушки и сдувает лёгкие предметы (кусочки ваты, бумаги или ткани, кораблики из бумаги). Вдох должен производиться ртом, а выдох - носом.
  4. Учим сосредотачиваться на звуке. Например, завяжите ребёнку и глазки и позвоните колокольчиком. Глазки откройте и спросите, где звонили (руку с колокольчиком убирать не нужно). Малыш покажет, а впоследствии будет тянуться к колокольчику уже с закрытыми глазами.
  5. Узнаём по слуху. Познакомьте малыша, как звучат отдельные предметы: барабан, ложка, колокольчик, лист бумаги, дудочка, . Называйте названия предметов и демонстрируйте их звук. Попросите малыша подражать этим звукам. Далее закройте глазки ребёнку и предложите угадать, какому предмету принадлежит тот или иной звук.

Развивая речь ребёнка с помощью разных методик, следуйте правилам:

  • говорите с малышом не спеша, чётко, используя короткие фразы
  • ежедневно читайте крохе и описывайте иллюстрации
  • развивайте речь малыша в игровой форме
  • не сюсюкайте, так как речь взрослых - ориентир для подражания.

Развитие понимания речи

Все родители хотят, чтобы их ребёнок быстрее начал говорить. У каждого ребёнка это происходит индивидуально, однако принято считать, что малыш в возрасте около года уже должен говорить около десятка слов, в полтора года - не менее 30, начать говорить предложениями - к 2-м годам.

Важным условием для начала речи малыша является её понимание. Что этому может поспособствовать?

  1. Разговоры с ребёнком с первых дней жизни.
  2. Чтение и рассматривание детских книжек, особенно со стихами.
  3. Игры с пальчиками. Стимулирование кончиков пальцев подаёт импульс в участки мозга, ответственные за речевое развитие. Поэтому нужно массировать пальчики полугодовалому малышу, а также играть с ним в специальные игры, а деткам 1,5-3 лет предлагать лепить из пластилина.
  4. Радость взрослых. Радуйтесь, когда малыш произносит . Не беда, если они ещё не точно произнесены. Поддержите ребёнка, не перебивайте его, пригласите к диалогу.

Случается, что малыш всё понимает, но не говорит до 2-3 лет. С такими детьми следует заниматься, используя специальные упражнения. К примеру, используя готовые пособия по развитию речи для малышей. 10-15 минут ежедневно будет достаточно, чтобы запустить процесс речевого развития крохи.

«Совет. Важно, чтобы процесс занятий с ребёнком был эмоционально окрашен. Ребёнку должно нравиться всё, что он выполняет. Ввиду этого, следите за настроением малыша».

Функция обобщения

Функция обобщения заключается в умении сравнивать предметы, действия, явления, а также находить общий признак для них. Это качество является важнейшим условием для овладения элементарными понятиями, а значит - для успешного обучения.

Ребёнок раннего возраста учится взаимодействовать с миром предметов. Он постигает суть крупных бытовых предметов, смотрит, как их используют взрослые, играет с идентичными игрушками, усваивая увиденные действия, учится самостоятельно пользоваться разными предметами.

Сначала нужно научить ребёнка узнавать предметы, которые ему знакомы, различать их между собой, находить сходство. Например, мама может показывать малышу игрушки, которые одинаково называются, но имеют разный внешний вид: к примеру, большая или маленькая, мячик мягкий или жёсткий и т. д.

Родителям нужно побуждать детей произносить звуки и слова в адрес увиденного или сделанного. Иногда у малыша сформированы отдельные навыки (кушать ложкой, вытираться полотенцем), однако он не может идентифицировать и назвать предметы, которыми он пользуется. Для этого ребёнку нужно ставить вопросы и связывать виды деятельности с предметами, которые использует малыш.

Развитие восприятия

Среди форм, направленных на поддержание познавательного интереса детей, можно выделить:

  1. Сюжетные и ролевые игры - отражают впечатления малыша об окружающем мире, актуализируя происходящие явления и события; формируют направленность познания детей.
  2. Наблюдение за предметами и их рассматривание - обогащают внутренний мир ребёнка, совершенствуют умственную деятельность, речь, внимание, память, восприятие, а также учат правильно обобщать и делать выводы.
  3. Диалог и беседа - способствуют расширению, уточнению и систематизации детских представлений об окружающей действительности.
  4. Экскурсии - предоставляют возможность знакомства детей с богатством и разнообразием мира, учат находить связи, расширяют познавательные интересы.
  5. Занятия с конструкторами - стимулируют познавательное начало в ребёнке.
  6. Экспериментирование и опыты - учат детей преобразовывать окружающую его действительность, осознавать процессы, создавать нечто новое; в процессе такой деятельность развиваются аналитические способности.
  7. Коллекционирование - направлено на поддержку индивидуальных познавательных интересов детей.
  8. Каждая из этих форм имеет своё предназначение. При выборе какой-либо формы нужно учитывать возраст воспитанника, его индивидуальные особенности и темп развития. Использование этих форм позволит строить познавательную деятельность ребёнка гармонично.

    Выводы

    Занимаясь совершенствованием познавательной деятельности с ранних лет, вы заложите хорошие основы для развития личности, которая самостоятельно мыслит, способна предложить новые идеи и эффективно внедрить их в жизнь.

Организация: МДОУ детский сад комбинированного вида № 131

Населенный пункт: Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре

Ни для кого не секрет, что развитие познавательных интересов у детей начинается с самого раннего возраста. В данный момент для меня это особенно важно, поскольку ко мне в группу пришли дети 3 лет. Внешне познавательные интересы у них выражаются в форме вопросов. От моего отношения к этим вопросам во многом зависит, будут ли эти интересы крепнуть и развиваться, или, не поддержанные взрослыми «увядать на корню». Степень же развития познавательной активности во многом определяет школьную судьбу ребенка. Ведь прочный успех в учении, как выяснилось, зависит в значительной степени от уровня развития «бескорыстной» любознательности ребенка, от стремления узнать новое. Дети интеллектуально пассивные испытывают в учении постоянные трудности - ничем не интересуются, не привыкли к активной мыслительной деятельности, которая для них тягостна, а не радостна. И поэтому они часто склонны заучивать новый материал без понимания, действовать по заданному шаблону, пользоваться подсказкой и т.п.

Не загубить на корню детскую любознательность – это первая задача педагога, но наиболее важным для меня является выяснить, как целенаправленно и планомерно развивать и формировать познавательную активность у детей. Эта задача подтолкнула меня к более подробному и детальному изучению данной проблемы.

Дошкольное детство – период интенсивного личностного развития ребёнка, период появления ряда психических новообразований, становления важных черт личности, это возраст формирования тех особенностей психики, которые определяют поведение детей, их отношение к окружающему миру и представляют собой фундамент личности. Представители теории проблемного обучения (МИ, Махмутов, А.М.Матюшкин) считают, что формирование мышления состоит не только в усвоении какого-либо объема знаний, или суммы навыков, или определенных умственных действий, но и в развитии собственной познавательной активности ребенка, такой активности которая возникает в деятельности при особых условиях- благодаря проблемным ситуациям. При этом активность не просто пробуждается к жизни, или, иначе говоря, актуализируется, как некое изначальное «дремлющее» свойство личности, а именно формируется, преемственно вырабатывается в деятельности, осуществляемой ребенком.

Анализ исследований по данной проблеме (Л.С. Выготского, М.Я. Басова, К.А. Абульхановой – Славской, Л.И. Божович и др.) свидетельствует, что именно из взаимодействия индивида со средой завязывается «весь сложный узел активности человеческой личности», что активность личности обусловлена спецификой социальной ситуации её развития. Как известно, социальная ситуация развития включает в себя и предметы, и людей и правила взаимодействия последних между собой и с предметами составляет внешний план, «оболочку» формирования познавательной активности субъекта. Непосредственно в эту оболочку включается и в ней специфически развивается активность самого человека, в данном случае ребёнка. Принципиально значение активности личности в её формировании и саморазвитии.

Исследования А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, А.П. Усовой, Н.Н. Поддьякова, С.Л. Новосёловой, А.М. Фонарёва и др. доказывают сколь важно учитывать в ходе воспитательно-образовательного процесса собственную активность ребёнка. И если рассматривать формирование познавательной активности в связи с эмоциональной, регуляторной, инструктирующей поддержкой взрослого, то станет более понятной необходимость развивать как можно раньше внеситуативную познавательную активность ребёнка, наполняя и направляя все её формы на повышение адекватности взаимодействия с внешней предметной средой и людьми. Влияние установок, отношений, связанных с формированием внутреннего мира ребёнка, его «внутренней позиции» (мысль Л. И. Божович) на познавательную активность проявляется раньше, чем формируется личность. К тому же взрослый всегда формирует личность ребёнка в целом. Согласно некоторым данным (исследования К. А. Абульхановой – Славской, ВВ. Давыдова, Н.Н. Поддьякова и др.) за основу познавательной активности ребёнка можно принять различные критерии:

  • Уровень адекватности знаний, необходимых для текущей и ближайшей жизнедеятельности.
  • Общий уровень личностного развития или тип личности.
  • Соотношение уровней развития познавательных процессов и отношений ребёнка в мире и к миру.
  • Развитие потребности ребёнка, в частности в знаниях (уровень познавательных притязаний).

По исследованиям Е.Щербаковой, В. Галицина именно активность – индикатор и фактор развития личности и её потребности, формирования зоны ближайшего развития познавательных способностей оказывается закономерно связанным с развитием общей комплексной «зоны ближайшей жизнедеятельности детей», т.е. переориентировка исследования познавательной деятельности с развития мышления, познавательных способностей и т.д. оказывается неизбежно связанной с целостной личностью и её типичными потребностями, со спецификой общей активности детей.

Таким образом, анализ теоретического и методического материала, а также собственные наблюдения позволяют мне сделать вывод о важности проблемы формирования познавательной активности и необходимости новых подходов к решению этой проблемы.

Поскольку первые выходы познавательной активности – это те вопросы, которыми малыш начинает осаждать взрослых с 3-4 лет и этот период является сензитивным для развития познавательной активности, поэтому важно не упустить этот момент для целенаправленной работы с детьми.

Для успешного развития познавательной активности детей необходимо вначале определять конкретные индивидуальные уровни развития и обучаемость каждого ребёнка. Без выполнения данного условия невозможно достичь ожидаемого положительного результата. Иными словами, чтобы развить познавательную активность ребёнка требуется определить:

  • Уровень развития познавательных процессов и когнитивных схем (когнитивный компонент КГК)
  • Уровень развития мотивационно-эмоциональной сферы (мотивацинно -эмоциональный компонент МЭК)
  • Уровень притязаний, самостоятельности и самооценки (личностно -деятельностный компонент ЛДК).

В процессе диагностики уровня развития познавательной активности я столкнулась с проблемой недостаточности диагностической базы для исследования этого компонента личности дошкольника. Поэтому мною адаптирована методика Г.Степановой «Индивидуальный профиль социального развития ребенка» для детей своей группы.

Изучение индивидуального профиля социального развития ребенка проводился по следующим критериям:

  • Легко идет на контакт со взрослым
  • Откликается на просьбы взрослых
  • Успешно действует под руководством взрослого и сообща со взрослым
  • Часто взаимодействует со сверстниками
  • Легко устанавливает дружеские отношения со сверстниками
  • Успешно участвует в коллективной игре
  • Проявляет качества лидера
  • Успешно участвует в играх и делах предложенных другими детьми
  • Успешно разрешает конфликты со сверстниками
  • Хорошо действует самостоятельно
  • Умеет сдерживать себя, контролировать свое поведение
  • Не причиняет вреда растениям, животным, книгам, игрушкам
  • Хорошо знает и выполняет распорядок дня в детском саду
  • Признает правила, предложенные взрослыми
  • Признает правила, предложенные другими детьми

Так же мною была адаптирована диагностика Ж. М. Глозман, А.Ю.Потаниной, А.Е.Соболевой «Исследование когнитивного компонента».

Разработана и адаптирована диагностическая методика для определения уровня познавательных притязаний детей младшего дошкольного возраста «Выбери задание». Проведениая диагностика по данной методике показала, что 70% детей выбирают 1 задание, 25% детей –второе, 5 % детей -третье и четвертое задание -0%. Это указывает на то, что большинство детей выбирают более легкие задания, поскольку не достаточно владеют средствами решения познавательных задач.

Применение диагностической методики по исследованию когнитивного компонента выявило следующие результаты:

  • 100% детей знают свое имя;
  • 9,5 % детей не называют свой возраст;
  • 33% показывают его на пальчиках (вот столько);
  • 57,5 % называют вербально;
  • Называют имя мамы 100% детей;
  • Выполнение пробы на динамический праксис оказалось под силу 76% детей. Эти дети после показа каждой программы и трех сопряженных выполнений (совместно со взрослым) были способны продолжить без ошибок серийные движения самостоятельно и перенести усвоенную программу на другую руку
  • 24% детей с заданием не справились.
  • 72 % детей порядковый счет до 5 доступен только с опорой на реальные предметы (пальчики)
  • 28% детей с заданием не справились
  • Называние и понимание наименований 12 реальных предметов доступно 50% детей
  • 14% детей –доступно 11 предметов
  • 14 % - 10 предметов
  • 14% - 9 предметов
  • 4% детей- 8 предметов
  • 4% детей – 6 предметов

При исследовании памяти 29% детей смогли запомнить 3 картинки и правильно найти их среди дистракторов без удержания последовательности предъявленных стимулов; 38% запомнили 2 картинки, 14% запомнили 1 картинку; 19% не смогли справиться с заданием.

Полученные результаты я сравнила с имеющимися в литературе данными по этому возрасту. По некоторым показателям полученные мною результаты выше среднестатистических данных. Отсюда можно сделать вывод, что 3-х летним детям присуща любознательность, желание познавать окружающий мир, что и является предпосылками для развития познавательной активности. Моя задача – максимально использовать природные задатки и психологические особенности возраста для успешного развития познавательной активности ребенка.

Желая сформировать у ребенка познавательную активность, мы организовали развивающую среду таким образом, чтобы эпизодическую умственную активность малышей преобразовать в устойчивую познавательную активность, в постоянное качество личности ребенка. Одной из основных задач мы посчитали обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, двигательную и иную активность детей. Нами продумана рациональная и целесообразная расстановка мебели с выделением различных центров и уголков. Так были созданы:

  • Центр физического развития, где созданы условия для различных видов двигательной активности (ходьбы, бега, прыжков, метания, упражнений с различным спортивным инвентарём).
  • Художественный центр, где созданы условия для творческой самореализации ребёнка в изобразительной деятельности (лепке, аппликации, рисовании и т.п.), для знакомства с различными видами искусства и овладения различными навыками художественного труда.
  • Музыкальный центр, где созданы условия для развития творческой активности в музыкальной деятельности.
  • Центр театральной деятельности, где созданы условия для развития творческой активности ребёнка в театрализованной деятельности, приобщении его к театральной культуре, знакомства с различными видами театров и т.д.
  • Центр науки, где созданы условия свободного доступа для экспериментирования, развитию у ребёнка биологических представлений, знакомству с природными особенностями человека, экологического сознания.
  • Центр литературы, где дети свободно рассматривают иллюстрации к сказкам, обсуждают прочитанные рассказы и сказки, прослушивают аудиозаписи любимых произведений писателей, композиторов, фоновые шумы (пение птиц, шум леса, моря, капель и т.п.)

Это позволяет каждому ребенку найти место, удобное для занятий и игр и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния: удаленное от детей и взрослых, или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними. Обстановка в нашей группе создана прежде всего как комфортная и безопасная для малыша. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы «информация» заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребенка к ее поиску. Маленькие дети-деятели, поэтому их пребывание в нашей группе организовано так, что каждый получает возможность участвовать в играх, двигательных упражнениях, обследовании свойств и качеств предметов, рисовании, лепке, элементарном труде. Все игрушки и пособия, находящиеся в группе, доступны для ребенка- это способствует развитию его активности, самостоятельности.

Мы попытались представить, какое место занимает познавательная активность в системе становления личности ребенка-дошкольника, определяющей оптимальное состояние факторов, необходимых для его дальнейшего развития и социализации.

Переход от процесса (любопытства, ситуативного интереса) к деятельности (любознательности, познанию) закономерно связан с целостной и саморегулирующейся личностью, гармоническое развитие которой фактически невозможно без действительного (взаимозаинтересованного) сотрудничества со взрослым.

Задача формирования познавательной активности у детей решалась нами в процессе организации и проведения воспитательных мероприятий, а также в рамках интегрированных форм работы: совместной деятельности, на занятиях, которые по своей структуре и содержанию направлены на развитие познавательной активности. В основу интегрированных занятий положен прием погружения в тему, который дает нам возможность объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для детей. Так, например, давая детям представления о дружбе на занятиях познавательного цикла, мы учим детей доброжелательно относиться к детям и взрослым в детском саду, воспитываем эмоциональную отзывчивость, развиваем чувство уверенности в самом себе, чувство коллективизма, а на занятиях художественного цикла «Как цыпленок и котенок подружились»(рисование), или «Мы улыбаемся друг другу» (аппликация) развиваем желание детей дружить друг с другом, радоваться дружеским отношениям других людей. На всех занятиях развиваем положительное отношение к познанию, поддерживаем познавательный интерес к окружающей действительности. При работе над темой «овощи» знакомим детей с плодами, даем представление о том, где растут овощи, выделяем характерные признаки с помощью зрительно -осязательно-двигательных действий, знакомим с ролью человека в жизни растений; на занятиях художественно-эстетического цикла закрепляем внешние характеристики (цвет, форма, размер). Закрепление полученных знаний происходит в других видах деятельности. Например, на занятии по развитию математических способностей по теме «один и много» решение математических задач проходило на материале «Овощи»:

В начале занятия создаю мотивацию к предстоящей деятельности: куклы приходят в гости, приносят овощи и просят приготовить борщ. Во второй части занятия идет повторение материала об овощах. В игре «Чудесный мешочек» дети определяют форму овощей, закрепляют цвет, считают. В третьей части занятия выясняем, где куклы собрали овощи, что помогло овощам вырасти. Дети выбирают картинки с изображением солнца, дождя, лейки в руках человека, почвы. Выясняем: капуста одна, а помощников, которые помогли вырастить овощи – много и т.д. На последующих занятиях учу различать геометрические фигуры на этом же материале. Предлагаю детям найти фигуры, которыми можно заменить овощи по форме. Умственное развитие мы понимаем как развитие познавательных способностей ребенка. И основным при этом будет овладение различными средствами решения познавательных задач. Иными словами, развитие происходит только в тех случаях, когда ребенок оказывается в ситуации наличия – именно для него - познавательной задачи и решает ее успешно. Хочу пояснить свою мысль. Если интеллектуальная задача не представляет для ребенка трудности и решается им «с ходу», это уже для него не мыслительная задача, и она не будет способствовать познавательному развитию.

Познавательную задачу мы даем детям в трех основных формах, в которых она имеет для них определенный смысл. Первая форма – сюжетно-ролевая игра(как ведущая деятельность дошкольников) – неизменно вызывает у них эмоциональный отклик. В младшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра протекает в развернутой форме, сопровождается внешними игровыми действиями. Поэтому познавательные задачи, требующие развернутых внешних действий, в младшей группе мы предлагаем в форме сюжетно-ролевой игры. Например, выполнение задания на сравнение по количеству двух групп предметов с помощью фишек (или отобрать количество предметов, равных заданному, из большего множества), мы решаем в разыгрываемой сюжетно-ролевой игре «Магазин», где один ребенок выполняет роль продавца, другой - покупателя. Игровая ситуация - - покупка в магазине определенного количества пуговиц – диктует ребенку определенные игровые действия, которые совпадают с действиями по овладению средством решения познавательной задачи: использовать заместители для обозначения количества предметов.

Еще одна возможность эмоционального проживания ситуаций познавательных задач открывается за счет обозначения их различными символическими средствами. Например, «волшебные стеклышки», через которые на занятиях по рисованию мы смотрим на предметы. Или другой пример: математический лес в царстве «Математики», когда требуется сравнить числа и расположить цифры по определенному правилу и другие задания. Символы, обладая значительной эмоциональной насыщенностью, дают возможность детям полностью включиться в ситуацию, выразить свое отношение к ней, что является одной из форм ее осмысления.

Эмоциональное отношение во всех способах, о которых я сказала, связано с познавательной задачей посредством воображаемой ситуации, возникающей в результате игрового или символического обозначения. Есть еще прием, который приводит к непосредственному эмоциональному отношению к решаемой задаче. Мы этот прием очень часто и широко используем – это проблемные ситуации, задачи-загадки, собственно задачи. В ситуации, требующей для своего решения применения новых способов, дети, испытывая неудовлетворенность из-за возникающих противоречий, направляют себя на поиск. Нахождение способа, его применение и, наконец, решение задачи приводят к положительной эмоции, которая может быть названа как познавательная и вести к возникновению познавательного интереса. Например, в младшей группе мы используем проблемные ситуации в решении задач на сравнение предметов по величине. Однако, именно эту форму обучения дети предпочитают в старшем дошкольном возрасте. Причем избыток игровых атрибутов может им даже мешать.

Для того, чтобы поддержать познавательную активность ребенка, направленную на обследование окружающего мира, я использую и специальный путь- это создание условий для детского экспериментирования. Наблюдения на практике различных проявлений закономерностей пробуждают у детей интерес к открытию самих закономерностей, к обнаружению общего в конкретных проявлениях. Мы проводим специальное экспериментирование на «потопляемость» предметов, свойства песка, почвы. Например, «Откуда берутся лужи?» небольшими порциями наливаем воду в чашку с землей. Вывод: сначала вода впитывается, потом перестает, и тогда образуется лужа. Осенью много луж, потому что выпадает много дождей. Подобные опыты проводим не только на занятиях, но и в свободное время с детьми, проявившими интерес. Детям предоставляется наибольшая свобода, мы отвечаем лишь на возникающие детские вопросы, направляем ход их исследования. Организация и поощрение экспериментирования влияют на познавательное отношение детей к окружающему миру, расширяются их представления. С этой целью я использую неисчерпаемое богатство художественной литературы, наблюдения, беседы. Словом, все, что создает базу для дальнейшего углубления знаний. Ведь интерес как раз и возникает там, где у ребенка уже есть какие-то знания, но они еще не достаточны, и новые сведения дополняют ранее известные.

В моей работе интеграция присутствует во всех направлениях, связанных с формирование познавательной активности детей. Интеграция просматривается в подходах, методах, формах работы. Взяв за основу понятия «интеграция» как взаимодействие разнородных, ранее разобщенных элементов, можно весь интеграционный процесс схематически представить так (рис.), что позволяет увидеть целое в части и часть в целом, объединив в едином пространстве всю работу, направленную на развитие познавательной активности ребенка.

СИСТЕМНО - ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА .

1.Средства

3.Принципы

4.Подходы

7.Обучение

Так на занятиях я использую методы:

  • Объяснительно-иллюстративный (при ознакомлении с новым материалом)
  • Репродуктивный (при закреплении знаний, при усвоении практических навыков и умений)
  • наблюдения
  • Частично-поисковый или исследовательский
  • Проектный метод (поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели)

Для достижения познавательной активности использую различные приемы:

  • Проблемные вопросы и задания, которые побуждают детей к сравнению и установлению сходства и различия
  • Прием преднамеренной ошибки. Очень важно, чтобы дети заметили ошибку, поправили, сделали вывод. Например, «К нам из леса прилетела птичка-белочка. Дети: белка-это зверь, у нее есть четыре лапы, мордочка, хвост, покрыта шерстью (она летать не может), а у птицы есть крылья, клюв, покрыта перьями (она может летать).
  • Игровые приемы
  • Приемы неожиданности.

Для полноценного развития познавательной активности одних занятий недостаточно, очень важно наполнить повседневную жизнь ребенка в группе интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого малыша в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности.

Так же очень важна совместная работа педагога с родителями над данной проблемой. От участия родителей в развитии познавательной активности ребёнка, от того, насколько правильно они смогут создать на каждом этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребёнка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие. Так, нами было разработано и проведено анкетирование для родителей, которое позволило нам выявить родительские группы по следующим признакам:

  • По психологическому климату семьи
  • По степени заинтересованности родителей в развитии детей

С учетом особенностей семейного воспитания были запланированы следующие формы работы с семьей:

  • Фронтальные
  1. родительские собрания с включением вопросов:
    1. условия жизни и воспитания детей в группе,
    2. формирование у детей самостоятельности,

3. особенности познавательной активности у детей 3-4 лет.

2. практикумы:

1) «Как организовать и провести простейшие эксперименты»,

2) «Как вести познавательную беседу»

3. Конкурсы – выставки

  1. «Осенняя мозаика»,
  2. «Новогодняя игрушки».

4. Библиотека для родителей(куда входят периодические и методические издания).

  • Групповые

1) консультации

2) практикумы

3) родительские встречи

  • Индивидуальные – беседы по мере необходимости.

Повторная диагностика по уровню познавательных притязаний показала, что 2 ребенка остались на первом уровне (10%); 3 ребенка на втором уровне (15%); 11 детей на третьем уровне (55%); 4 ребенка на 4 уровне (20%). Таким образом, для 75 % детей в результате проведенной работы выполнение действий, связанных с технической стороной решения задания (нанизывание колец пирамидки и по 1 и по 2 признакам) не являются интересными, привлекательными, поскольку не несут познавательной задачи.

Следуя педагогической системе развития познавательной активности детей, мы завершили первый этап.

Таким образом, изучение этой проблемы и анализ моего опыта позволили мне сделать вывод о том, что разработанная система достаточно эффективна уже сейчас и определяет пути формирования у детей способности совершенствования своей познавательной и практической деятельности в дальнейшей работе. Это совершенствование необходимо осуществлять в процессе детского экспериментирования, широкого применения проблемных и противоречивых ситуаций, поскольку они, на мой взгляд, позволяют очень рано включать детей в творческий процесс познания окружающего их сложного и изменяющегося мира.

Литература:

  1. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии; М: Наука, 1980.
  2. Ж. Глозман, А. Потанина, А. Соболева Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. «Питер», 2006.
  3. Т. Абдурасулова Нормативный подход к исследованию личности детей дошкольного возраста./ «Психолог в детском саду»№ 4 , 2006.
  4. А. Булычева Решение познавательных задач: возможная форма занятий /«Дошкольное воспитание №4, 1996г. с.69.
  5. С. Щербакова, В. Голицын К вопросу о развитии познавательной активности / «Дошкольное воспитание» № 10, 1991 г. с. 56.
  6. А.И.Савенков «Как научить дошкольника приобретать знания» Ярославль, 2002.

Доклад «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности»

Почему данная тема для меня актуальна? Наблюдая за детьми своей группы, я выявила, что у малышей идет системная познавательная активность через все виды деятельности . Маленькие дети по своей природе исследователи. Им хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному. У них формируется любознательность - желание познать закономерности окружающего мира. Ежедневно мои воспитанники познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.

3-10 слайды

В процессе развития познавательной активности детей , одним из условий является организация развивающей среды , которая обеспечивает развитие активной самостоятельной детской деятельности . В игре дети познают форму , цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. д. Пользуются разнообразными материалами , общаются друг с другом и взрослыми.

Но во время активного бодрствования дети заняты не только игрой. Они наблюдают за окружающим, действуют с дидактическими играми .

Одной из самых эффективных инновационных образовательных технологий являютсяразвивающие игры В . В. Воскобовича.

Развивающие игры В . В. Воскобовича легко интегрируют с любой образовательной областью в условиях детского сада.

Например : «Фиолетовый театр» , ребёнку даётся возможность расширить свои знания о временах года, когда ребёнок, приклеивает предмет на ковёр, он проявляет своюактивность и интерес в познании окружающего мира , мира природы. Так же в группе есть такие развивающие игры В . В. Воскобовича как : «Пуговицы» , «Палочки» , «Чудо цветик» . Особенностями этих игр является широкий возрастной диапозон участников , многофункциональность, где дети проявляют свой творческий потенциал и интерес.

Развивать пространственное воображение детей , а также формировать геометрические представления позволяют счетные палочки Кюизенера. В играх с палочками создаются возможности развития не только смекалки и сообразительности, но и таких качеств мышления как активность , самостоятельность. Можно использовать самые простые головоломки, используя счетные палочки.

Все эти ситуации воспитатель использует для развития речи детей .

В образовательном процессе детям младшего дошкольного возраста предлагается найти предмет на определённый звук и произнести название этого предмета. Ребёнку даётся возможность самому находить предметы, которые его окружают и знакомы ему и сопоставлять со звуком, который он произносит. Тем самым у ребёнка идётпознавательный процесс знакомство с предметами, животными, птицами, растениями и его предназначением в окружающем мире. У ребёнка обогащается словарный запас,развивается память , речь.

11-15 слайды Познавательно – исследовательская

По своей природе дети – первооткрыватели, исследователи. Не осознавая того, они постоянно экспериментируют с материалами, которые находятся под рукой : переливают воду, пересыпают песок и т. д. Такая исследовательская деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса , развивает наблюдательность , мышление.

«Почему дети в опытах активны

Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен напознание мира , он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить. ОН быстрее идёт на контакт со сверстниками, взрослыми, может сразу видеть и ощущать результат, в процессе исследовательской деятельности . Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» . Это огромная возможность для детей думать , пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

В группе и на прогулках с детьми мы проводим разные исследования , где дети знакомятся с миром природы, с предметами которые их окружают и ставим простейшие опыты и делаем элементарные выводы.

«Вода, бумага, камень» . Дети проводят исследование, делают вывод : что камень тяжелее бумаги, камень тонет в воде, бумага держится на плову.

«Песок или крупа» . Дети рассматривают песок затем манную крупу. Делают выводы : определяют цвет (песок тёмный, манка светлая, свойство (песок мельче чем манная крупа, если добавить воды, то песок будет рассыпчатым, а манка слипнется и превратится в липкий комочек.

«Найди воздух» 1. Детям предлагается подумать, где можно найти воздух? Дети с помощью трубочки дуют в стаканчики с водой, вода начинает бурлить, что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха) . Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Вывод : Воздух прозрачный, невидимый.

2. Воспитатель предлагает сделать глубокий вздох, набрать в рот воздух и подуть на листочки. Что происходит? (листочки улетают) . Да, листочки улетают, благодаря струйке ветра, идущего изо рта. Мы заставили воздух, находящийся во рту двигаться, а он в свою очередь двигает листочки

Вывод : Ветер это движение воздуха. Как можно изобразить ветер? Сделать глубокий вздох и подуть.

На прогулке мы рассматривали дерево. И дети выяснили, что ствол у дерева круглый, большой, шероховатый, коричневого цвета. А дерево высокое по отношению к ребёнку, взрослому.

Провели исследование со снегом, что снег в этот день был липким, мокрым. И легко можно было лепить из него снежные комочки, А так же сделали вывод : что снег это замёрзшая вода, что если держать снег в рукавицах, то он не растает, а если положить наладошку , от тепла рук снег превращается в водичку.

16,17 слайды Музыкальная деятельность

С особым желанием ребёнок посещает музыкальные занятия, где он эмоционально открывается в музыкальных произведениях. Активно и с удовольствием выполняет движения и действия связанные с творческими заданиями под музыку, знакомится с инструментами народного творчества (ложки, фольклором.

Игровые движения под музыку развивают у ребёнка чувство ритма, слуховые качества, побуждают к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками. В танцах («поссорились – померились» ) дети познают , и осваивают уроки культуры общения, используют дружелюбное отношение друг к другу.

18-20 слайды Изобразительная деятельность

Дети с интересом познают разные техники и способы рисования. В своей деятельности я предлагаю нетрадиционные методики рисования. Они способствовают снятию детских страхов, развивают пространственное мышление, учит детей свободно выражать свой замысел, учит детей работать с разнообразным материалом , развивает чувство композиции , колорита, цвета, объема, развивает мелкую моторику рук , творческие способности.

Поролоновые рисунки - вначале дети хаотично рисовали разные фигуры . А затем дети научились рисовать простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех. Вот такой красочный букет получился.

Метод палцеграфии - вот еще один из способов изображать окружающий мир : пальчиками или ладошкой . Дети с удовольствием рисуют ладошками они раскрывают для себяразноцветный мир цветов , бабочек, различных предметов.

Рисование крупой (манной) – дети закрашивали клеем форму в виде яблока, и посыпали манной крупой, лишнее стряхивали.

Рисование зубной щёткой – эта техника довольно распространена, но не устаёт при этом быть интересной. Ведь здесь вместо кисточки мы рисуем зубной щёткой. А детям всегда забавно использовать предмет в необычных целях.

Рисование на песке (манной крупе) - удивительное рисование на песке. Дети создают неповторимые шедевры только своими руками и песком. Удивительным образом горсть песка превращается в солнце, лес, море. У ребенка, занимающегося песочной анимацией,развивается мелкая моторика , интерес, внимание и усидчивость.

Колпакова О.Ю., воспитатель

ГБДОУ детский сад №32 Красносельского района

Санкт-Петербурга

Методическая разработка.

«Познавательная деятельность детей младшего дошкольного возраста».

Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать.

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности. Что дает познавательная деятельность? В детских учреждениях все создано для того, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу малыша, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познание. Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе малыш познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками. В результате этого активизируются психические и волевые процессы, развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предъявляет определенную совокупность задач и требований к качеству образования и воспитания детей дошкольного возраста, а именно: к объему образовательной программы и ее структуре; к соответствующим условиям, где реализуются основные моменты программы; к полученным результатам, которых смогли добиться воспитатели, обучающие дошкольников.

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ ставит следующие задачи:

  • поощрение любознательности, развитие и выявление интересов ребенка.
  • формирование действий, направленных на познание окружающего мира, развитие сознательной деятельности.
  • развитие творческих задатков и воображения.
  • формирование знаний о самом себе, других детях и людях, окружающей среде и свойствах различных предметов. Дети знакомятся с такими понятиями, как цвет, форма, размер, количество. Малыши начинают осознавать время и пространство, причины и следствие. Дети получают знания о своей Отчизне, им прививаются общие культурные ценности. Даются представления о национальных праздниках, обычаях, традициях. Дошкольники получают представление о планете как всеобщем доме для людей, о том, как многообразны жители Земли и что у них общего. Ребята узнают обо всем многообразии растительного и животного мира и работают с местными экземплярами.

Формы работы по развитию познавательной деятельности - главное условие работы с дошкольниками, ориентироваться на их возможности и развивать деятельность, направленную на изучение мира и окружающего пространства. Воспитателю следует так строить занятия, чтобы малыш был заинтересован в исследовании, был самостоятелен в своих познаниях и проявлял инициативу.

К основным формам, направленным на познавательное развитие по ФГОС в ДОУ, относятся: личная вовлеченность детей в исследование и разную деятельность; применение различных дидактических заданий и игр; использование приемов в обучении, которые помогают в становлении у детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи, пополнение словарного запаса, формирование мышления и памяти. Познавательное развитие младших дошкольников немыслимо без активности. Чтобы малыши не были пассивны, для поддержки их активности используются своеобразные игры. Познание происходит через игровую деятельность, ведь малыши не мыслят своей жизни без игры. Нормально развивающийся ребенок постоянно манипулирует с предметами. На этом строится работа воспитателей по познавательной деятельности. Утром дети приходят в группу. Первым делом проводится зарядка. Используются такие упражнения, как: "собери грибочки", "понюхаем цветочки", "лучики-лучики". После завтрака малыши работают с календарем природы и в живом уголке. Во время экологических игр развивается активность и любознательность. Во время прогулки воспитатель может использовать много подвижных игр, причем происходит наблюдение за природой и ее изменениями. Игры, основанные на природных объектах, помогают лучшему усвоению знаний. Чтение художественной литературы расширяет, систематизирует знания, обогащает словарный запас. В детском саду, будь то группа или участок, все создано так, чтобы развитие познавательной активности проходило естественно и непринужденно. Ребенок, чтобы он в будущем был самодостаточным, имел свое мнение, должен научиться сомневаться. А сомнения в итоге приводят к собственному выводу. Задача воспитателя - научить малыша сомневаться в собственно знаниях, в их способах получения. Ведь малышу можно просто что-то сказать и научить, а можно и показать, как это происходит. Так полученное знание будет намного крепче. Если малыш сам проведет опыт, он сможет лично в этом убедиться.Так появляется первое рассуждение. Развитие познавательной деятельности невозможно без сомнения.

ФГОС рекомендует не просто давать знания "на блюдечке",а учить детей самим добывать эти знания. Ведь если ребенку что-то сказать, ему остается это только запомнить. Но порассуждать, поразмышлять и прийти к собственному выводу гораздо важнее. Ведь сомнение – это дорога к творчеству, самореализации и, соответственно, независимости и самодостаточности. Современные родители, совместно с воспитателями, должны учить детей высказывать свое мнение, сомневаться и искать ответ.

С возрастом у малыша меняются возможности и потребности. Соответственно, и предметы, и вся окружающая обстановка в группе для детей разных возрастов должны быть различными, соответствующими исследовательским возможностям. Так, для 2-3-леток все предметы должны быть простыми и понятными, без лишних деталей. Для малышей с 3-х до 4-х лет игрушки и предметы становятся более многогранными, и большее место начинают занимать образные игрушки, помогающие развитию воображения. Часто можно увидеть ребенка, играющего с кубиками и представляющего их машинками, потом строящим из них гараж, который потом становится дорогой (ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ- ЗАМЕСТИТЕЛЯМИ). Особенности познавательного развития у двух–трехлетних малышей связаны с настоящим моментом и окружающей обстановкой. Все предметы, окружающие деток, должны быть яркими, простыми и понятными. Обязательно наличие подчеркнутого признака, к примеру: форма, цвет, материал, величина. Детки особо охотно играют с игрушками, напоминающими предметы взрослых. Они учатся орудовать вещами, подражая маме или папе. Дети младшего дошкольного возраста охотно играют в «Дочки-матери», «Магазин», «Я - шофер» и т.д., примеряя на себя роли взрослых: пап и мам, тех людей, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. В процессе изучения предоставленного материала малыши исследуют окружающий мир.

Не забываем так же об эксперименте, ведь область «Познавательное развитие» по ФГОС в ДОУ предполагает использование экспериментов и опытов. Их можно проводить в любой режимный момент: во время умывания, прогулки, игры, занятий. При умывании легко объяснять детям, что такое дождь и слякоть. Вот побрызгали на песок - получилась грязь. Детки сделали вывод, почему осенью так часто грязно. Интересно сравнивать воду. Вот идет дождь, а вот течет вода из крана. Но воду из лужи пить нельзя, а из крана - можно. Детки младшего возраста очень впечатлительны и податливы, с ними очень интересно работать и слушать их первые рассуждения об увиденном.

Литература:

1.Игры «Забавы в картинках»: наборы развивающего дидактического материала для детей дошкольного возраста. – Киров,2006.

2. Исследование развития познавательной деятельности /Пол.ред. Дж. Брунева, Р. Олвер, П.Гринфилд. - М.:1981

3. Казанский О.А. Игры в самих себя - М.:1995

4. Лозовая В.И. Целостный подход к формированию познавательной активности дошкольников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Тбилиси, 1990

5. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком- М:1990.

6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб, пособие: В 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Владос, 1999 - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста, с. 94


Содержание
Введение................................................................................................3
Глава I
Теоретические основы развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.


1.3.Особенности дидактической игры в познавательном развитии детей.
Выводы по первой главе.
Глава II
Экспериментальная работа по проблеме развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
2.1. Определение уровня познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
2.2. Внедрение педагогических условий развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
Выводы по второй главе.
Заключение.
Список литературы.

Введение
Проблема развития познавательных процессов у дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его познавательной активности и деятельности, а ещё и потому, что познавательная активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. Проблема познавательной активности одна из наиболее трудных в педагогике так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития.
При изучении психолого-педагогической литературы, нами было выявлено противоречие между насущной необходимостью развития познавательных процессов дошкольников и недостаточным использованием возможности совершенствования данного процесса в игровой деятельности в дошкольном учреждении.
Таким образом, важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы курсовой работы: "Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
Цель курсовой работы: выявить педагогические условия, способствующие
развитию познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
Объект: процесс развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет: дидактическая игра как средство развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом сформулирована следующая гипотеза: развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста будет проходить более успешно при систематическом использовании дидактических игр.
В соответствии с целью и гипотезой решаются следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
2. Определить уровень развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
3. Внедрить педагогические условия развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
Поставленные задачи решались с использования комплекса методов:
-беседа;
-наблюдение;
-теоретический анализ литературы.

База исследования: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение. Центр развития ребенка. Детский сад № 378

Глава I. Теоретические основы развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что общая теория познавательной деятельности разработана широко. Проблема развития познавательной деятельности достаточно разработана такими учеными как Ш.А. Амонашвили, Н.Ф. Талызина, Г.И. Щукиной и др. Познавательная деятельность - это продукт и предпосылка усвоения социального опыта. Человек не приносит на свет готовых форм поведения, не обладает врожденным логическим мышлением, готовыми знаниями о мире, математическими или музыкальными способностями. Его развитие идет не путем развертывания изнутри готовых, заложенных наследственностью способностей, а путем усвоения ("присвоения") опыта, накопленного предыдущими поколениями (А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина). Причем главную роль в этом процессе играет педагог, общественная функция которого и состоит в передаче новому поколению опыта предыдущих.
Дошкольный возраст является важнейшим этапом становления познавательной культуры и образованности личности. В связи с этим, познавательное развитие старших дошкольников становится приоритетным направлением педагогической теории и практики на этом этапе обучения, так как в этом возрасте интерес ребенка к окружающей природе, его любознательность и наблюдательность могут быть использованы для расширения познавательного кругозора и эрудиции.
Познавательное развитие оказывает важное воздействие на общее развитие: формируется интеллектуальные, личностные качества ребёнка, в нём закладываются черты будущей личности (отношение к окружающему миру, к сверстникам, взрослым). Мир, развёртывающийся перед глазами ребёнка огромен и велик. Ребёнка интересует всё, но ему ещё трудно понять о взаимосвязи и взаимодействия, существующие между сложными явлениями окружающей действительности.
Основы познавательного развития необходимо закладывать с раннего возраста: от эмоционального воспитания до активного действия. Целью познавательного образования в дошкольном детстве является становление у дошкольников научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью на основе чувственного и эмоционального познания природного и социального окружения человека. Заботливое отношение к окружающему миру закладывается в детской душе только в том случае, если дошкольник ежедневно видит примеры внимательного отношения ко всему окружающему со стороны взрослых.
Возрастная психология располагает разносторонними сведениями о состоянии и динамике познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Проблема особенностей познавательного развития, создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста, на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в педагогических и психологических исследованиях. К ней обращались многие педагоги и психологи прошлого, как отечественные (П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, Е.И. Конради, А.А. Смирнов и др.), так и зарубежные (Д. Болдуин, Д. Брунер, К. Бюлер, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, В. Штерн и др.). Современные психологи изучали различные аспекты проблемы познавательного развития дошкольников: формирование познавательных интересов у детей разного возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев, Н.Н. Поддьяков, А.И. Сорокина, Г.И. Щукина и др.), особенности проявления познавательной потребности у детей (Д.Б. Богоявленская, B.C. Юркевич), возрастную специфику проявления детской любознательности (Д.Б. Годовикова, В.Г. Иванов, Г. Лямина), процесс появления и развития детских вопросов (Н. Бабич, Л.Н. Галигузова, Л.Ф. Захаревич, Е.О. Смирнова, А.И. Сорокина, Н.Б. Шумакова). В ряде работ раскрываются условия и направления педагогической деятельности по развитию познавательных интересов в дошкольном возрасте (В.В. Барцалкина, Л.Н. Вахрушева, Н.С. Денисенкова, Т. Куликова, М.И. Лисина, Л. Маневцова, М.В. Марусинец, Л.Ф. Островская, Н.В. Пророк, Е.О. Смирнова, Р.Д. Тригер и др.). Исследователи выделяют целый спектр составляющих сформированности у ребенка познавательного отношения к окружающему, где наиболее значимыми выступают познавательная активность и познавательный интерес. В работах Л.С. Выготского М. И. Лисиной, Е.И. Щербакова, Г. И. Щукиной выделены условия формирования познавательной активности детей: своевременное и адекватное соотнесение познавательных интересов с предметом, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности ребенка, отбор форм и методов работы с детьми, учет личностных особенностей ребенка.

1.2. Роль дидактической игры в развитии познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания личности, а также одним из средств развития познавательной активности детей раннего дошкольного возраста.
Познавательные (дидактические) игры - это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых дошкольникам предлагается найти выход.
Технология дидактической игры - это конкретная технология проблемного обучения. При этом игровая деятельность детей дошкольного возраста обладает важным свойством: в ней познавательная деятельность представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности.
Полученная, таким образом, информация порождает новую, которая, в свою очередь, влечет за собой следующее звено и так пока не будет достигнут конечный результат обучения.
Дидактическая игра как средство развития познавательных процессов детей дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности:
активизирует познавательные процессы;

развивает способности;


закрепляет знания, умения.
Общая структура дидактической игры содержит следующие компоненты:
мотивационный: потребности, мотивы, интересы, определяющие желания детей принимать участие в игре;
ориентировочный: выбор средств игровой деятельности;
исполнительный: действия, операции, позволяющие реализовать поставленную игровую цель;
контрольно-оценочный: коррекция и стимулирование активности игровой деятельности.
Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи - дидактическая и игровая - отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка дошкольного возраста.
Другой положительной стороной дидактической игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый дошкольниками материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в педагогический процесс. Правильно построенная игра обогащает процесс мышления, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка. Игра ведет к его самостоятельным открытиям, решениям проблем.
Игра делится на несколько стадий:
1 стадия. Характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно действовать.
Возможны различные приемы, с целью вызвать интерес к игре: беседа, загадки, считалочки, напоминание о понравившейся игре. Развивается общение, на основе которого формируются такие качества как товарищество, дружелюбие, взаимопомощь, соперничество. Педагог заинтересовывает детей игрой, создает радостное ожидание новой интересной игры, вызывает желание играть.
2 стадия. Ребенок учится выполнять игровую задачу, правила, действия игры. Педагог выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнер, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре
3 стадия. В этот период закладываются основы таких важных качеств как честность, целеустремленность, настойчивость, способность переживать горечь неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей. Роль педагога заключается в оценке детского творчества при решении игровых задач.
В группах раннего возраста дидактические игры рассматриваются в дошкольной педагогике как обучения детей сюжетно-ролевым играм. В этих видах игр дети, усвоив правила и условия могут играть самостоятельно как на занятиях, так и вне занятий. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям природы, предметам окружающего мира, общественной жизни, людям разных профессий и национальностей, представлений о трудовой деятельности систематизируя и углубляя знания, приучая детей мыслить самостоятельно, использовать самостоятельные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Дидактические игры на сообразительность ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях:
1. находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира;
2. сравнивать, группировать, классифицировать по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения, размышлять.
Словесные игры помогают развивать речь детей: пополняя и активизируя словарь, формируя правильное звукопроизношение, развивая связную речь, умение правильно выражать свои мысли, составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни, формируя навыки пересказа. Такие игры как "Назови одним словом”, " Назови три предмета” требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий. Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию, главная задача словесных игр. Если ребенку достается роль, гида в играх "Путешествия”, то, он, охотно рассказывая и объясняя - развивает у себя монологическую речь.
В игре у дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим им предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.
Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку. Например, в игре "Кто построил этот дом? ” дети узнают о том, что прежде чем построить дом, архитекторы-проектировщики работают над чертежом, затем приступают к делу строители: каменщики, штукатуры, сантехники, маляры и другие рабочие. Дети усваивают знания о том, какие машины помогают людям в строительстве дома. Так у детей пробуждается познавательный интерес к людям этих профессий, появляется желание играть в строительство, домов, железной дороги и других объектов.
Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребенка к письму, к изобразительной деятельности, т.е. будущему обучению в школе.
В играх проявляются черты характера каждого участника, как положительные - настойчивость, целеустремленность, честность и другие, так и отрицательные - эгоизм, упрямство, хвастливость. В ходе игры одни дети много знают, смело отвечают, действуют уверенно, другие знают меньше и держатся несколько в стороне, замкнуто. Бывает и так, что ребенок знает много, но не проявляет смекалки, находчивости, отличается быстротой и гибкостью мышления.
В игре воспитателю надо учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника.
Так, с помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, посредством этих же игр педагог устраняет нежелательные проявления в характере своих воспитанников и развивает необходимые компоненты для успешного обучения:
интеллектуальный (развитие умственных способностей детей);
мотивационный (желание узнавать новое);
практический (применять полученные знания и умения в жизни).
Обобщая вышеизложенное можно сделать следующие выводы:
игра - это мощный стимул и разносторонняя, сильная мотивация в обучении детей дошкольного возраста; в игре активизируются все психические процессы, она позволяет гармонично объединить эмоциональное и рациональное обучение дошкольников; игра способствует вовлечению каждого в активную работу; игра позволяет расширить границы жизни ребенка, который может представить себя по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было; в игре происходит внутреннее раскрепощение: когда исчезает робость и возникает ощущение "я тоже могу”;игра позволяет гармонизировать и демократизировать отношения между педагогом и ребенком;дидактическая игра является средством развития познавательной активности детей дошкольного возраста, формируя ее компоненты, необходимые для овладения учебной деятельностью (интеллектуальный, мотивационный и практический).
Таким образом, игра как средство развития познавательных процессов детей дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности: активизирует познавательные процессы (мышление, внимание, память, воображение и др.);
воспитывает интерес и внимательность детей дошкольного возраста;
развивает способности;
вводит детей в жизненные ситуации;
учит их действовать по правилам, развивает любознательность;
закрепляет знания, умения.

.............
Список литературы.
1. Абузярова, Л. Предметно-развивающая среда ДОУ. // Ребенок в детском саду.2009. – N6. – С. 30-32.
2.Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М: Просвещение, 2010. – 232 с.
Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. – М.: Просвещение, 2009. – 168 с.
3.Альтхауз, Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. – М.: Просвещение, 2004. – 268 с.
4.Асмолов, А.Г. Психология личности. – М.: Просвещение, 2009. – 244 с.
5.Беженова, М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений. – М.: ЭКСМО, 2011. – 212 с.
6.Блехер, Ф.Н. Счет и число в детском саду. Методическое письмо. – М.: Наука, 2009. – 188с.
7.Блонский, П.П. Дошкольный возраст. – М.: Наука, 2006. – 176 с.
8.Болотина, Л.Р., Комарова, Т.С., Баранов, С.П. Дошкольная педагогика: Учеб. пособ. – М: Академия, 2008. – 218 с.
9.Буре, Р.С., Островская, Л.Ф. Воспитатель и дети: Учебное пособие. – М.: Ювета, 2007. – 212 с.
10.Венгер, Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2007. – 234 с.
11.Волосова, Е. Развитие ребенка дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2008. – 344 с.
12.Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей – СПб: Детство-ПРЕСС, 2009. – 192 с.
13.Воскресенская, В. Создаем развивающую среду сами. // Ребенок в детском саду. 2011. – N1. – С. 77-79.
14.Власова, Т.А. К проблеме воспитания самостоятельности у старших дошкольников в процессе художественного ручного труда. // Когнитивные и аффективные аспекты развития личности на разных

Включайся в дискуссию
Читайте также
Зеленый пиджак: с чем носить
Воспитание детей в разных культурах Воспитание мальчиков и девочек в разных странах
Творческие хобби Мастерим одежду для кукол из бумаги