Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Где сейчас золото скифов. Золото скифов: описание коллекции, история, тайны и мифы

Скифский всадник, фрагмент попоны, украшенной отделкой из войлока, Пазырык, V-IV века до н. э., Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, (Россия)

Под общим названием "скифы" современные исследователи объединяют племена различного происхождения, которые начиная с 1000 г. до н. э. на протяжении десятков веков занимали часть Восточной Европы, территории современных России и Украины.

Полевые скифы Жизнь и обычаи скифских племен известны нам по описанию греческого врача Гиппократа (около 460 - около 377 гг. до н. э.). Гиппократ детально описал их диету, основанную на рыбе, бобах и луке. Он подчеркивал, в частности, важность овцеводства, дававшего скифам как мясо, так и молоко, из которого они делали сыр. Эти кочевники, скотоводы, объездчики лошадей, отличавшиеся могучей физической силой и воинственностью, увековечили себя в золотых изделиях - изображая не только бои, но и повседневную жизнь.

Крестьяне и покорители

Среди скифов различают три народности. Это царские скифы, которые жили к северу от Черного моря и контролировали всех остальных; скифы-пахари, жившие в деревнях, производившие пшеницу и заготавливавшие древесину, продаваемую затем на всей территории вплоть до Средиземноморья; и скифы-кочевники, которые занимались кочевым скотоводством. Сохранилось лишь очень небольшое количество скифских архитектурных памятников. Большинство дошедших до нас свидетельств этой культуры найдено археологами в захоронениях. Благодаря этим предметам мы знаем, что этот народ жил земледелием, скотоводством, а также военными походами.

Гребень из кургана Солоха V-IV века до н. э., золото, 12,3 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург (Россия) В этом изящном и дорогом предмете, украшенном сценой неистовой битвы проявилась не только воинственность скифов, но и их тяга к роскоши.

Золото скифов

Скифы были чрезвычайно воинственны, и считается, что сооружение Великой китайской стены во II веке до н. э. преследовало цель сдержать именно их набеги на Восток. Золотые украшения и предметы быта, в которых слиты воедино декоративные формы азиатского и греческого происхождения, полны изображений жестоких военных стычек и свидетельствуют о том, что скифы совершали свои набеги на соседние страны с целью захвата добычи.

Сокровища курганов

Курганы скифов - это насыпные земляные холмы, под которыми располагаются погребальные помещения, покрытые каменными и глиняными блоками. Усопшего оставляли здесь возлежащим на неком подобии колесницы, обставленной вазами с пищей, напитками и любимыми им при жизни бытовыми предметами, демонстрирующими его богатство - золотыми и бронзовыми кубками, украшениями, доспехами, оружием, а также тканями, неплохо сохранившимися в мерзлоте. Иногда рядом с телом хозяина клали принесенную в жертву его любимую лошадь, как знак наивысшего почета к усопшему воину. Об этом напоминает изображение гордого всадника на войлочной попоне, найденной в кургане Пазырык.

Два стиля: геометрический и реалистический

Для искусства скифов характерны два основных направления: геометрическое и реалистическое, с плоскостным изображением. Первое - примитивнее, но чище. Это орнаменты из причудливо переплетающихся геометрических фигур, среди которых размещены золотые фигурки свернувшихся в клубок оленей, ягнят и пантер. Возможно, олени были у скифов символами солнечного света. Многое взяли скифы от греков. Например, лежащие фигуры львов на золотом гребне из кургана Солоха, расположенные на одной линии, напоминают фризы греческих храмов. Известно, что скифы включили в свой пантеон некоторых греческих богов.


В каждом крупном скифском кургане хоронили слуг и наложниц усопшего, а также до нескольких десятков взнузданных и подседланных лошадей. В одном из больших курганов было найдено около 400 конских скелетов, целый табун.

Впервые о скифах мир узнал более 3 тыс. лет тому назад от греков, которые тогда начали осваивать Северное Причерноморье и столкнулись здесь с воинственными полукочевыми племенами искусных всадников. Целую книгу посвятил скифам в своей "Истории" Геродот, который, как считается, сам посетил Причерноморье и проехал по этим местам.

Есть два понимания термина "скифы": этнографическое и географическое. Собственно скифы жили в Причерноморье, между Дунаем и Доном. Греческие и латинские тексты сохранили несколько скифских имен и топонимов, из которых ясно, что их язык относился к индо-иранской группе индоевропейской языковой семьи. Из современных языков ближе всего к скифскому осетинский язык. По своему облику, который хорошо виден на приводимых здесь предметах (пектораль из Толстой Могилы, сосуды из курганов Куль-Оба, Гайманова Могила и др.), а также по многочисленным определениям черепов из раскопанных захоронений скифы были несомненными европеоидами. Поэтому блоковские "раскосые и жадные глаза" - фантазия великого поэта.

Кочевые племена, близкие скифам по языку и культуре занимали значительно большую территорию - весь пояс степей от Дона до Прибайкалья, включая предгорья и горные долины Тянь-Шаня, Памира, Гиндукуша, Алтая и Саян. Недавними раскопками типично скифские вещи найдены не только в Синцзяне, где это неудивительно, но и в глубинных районах Китая, в Иране и Анатолии.

Причерноморские скифы представляли собой несколько племен, которые имели свои, упомянутые Геродотом названия (меоты, гелоны, каллипиды, скифы-пахари и т.д.). На территории современной Болгарии и Румынии жили фракийцы и даки. Для краткости мы их будем называть "европейскими скифами", не забывая об определенной упрощенности такого названия.

Среди всадников азиатских степей и предгорий было тоже много разных племен, названия которых упоминаются в разных древних источниках. В греческих, иранских и китайских текстах их называли соответственно "савроматы", "массагеты", "саки", "сэ". Их мы будем называть "азиатскими скифами". Среди многочисленных находок в курганах европейской Скифии, наряду с предметами, несущими на себе элементы греческой и древневосточной художественных традиций, можно видеть и "чисто" скифскую манеру, такую же по своим стилистическим особенностям как и на изображениях, найденных в Средней Азии и в Южной Сибири.

Поскольку скифы вели кочевой или полукочевой образ жизни, основные знания об их материальной культуре сложились по результататм раскопок курганов, которые условно называют "царскими", поскольку именно в них находили наиболее роскошные, драгоценные вещи. Самые яркие и богатые находки из скифских и более поздних сарматских курганов представлены в коллекции Эрмитажа, которая накапливалась более 200 лет. Сначала (с 1726 г.) она хранилась в первом российском музее - Кунсткамере, а с 1859 г., с момента создания Императорской археологической комиссии, - в Эрмитаже. Сейчас древние художественные предметы скифов и родственных им племен степной Евразии есть и во многих других музеях России и зарубежных стран. Они также хранятся в музеях Украины, Казахстана, Кыргызстана, в музеях Турции, Ирана, Афганистана, Китая, Монголии, в США (Метрополитен), во Франции (Гимэ, Сен-Жермен ан Ле), в Англии (Британский Музей) и в ряде частных коллекций (например собрание А.Саклера в Нью-Йорке).

Азиатские скифы

Геродот сообщает, что "скифы пришли из Азии". Многие исследователи воспринимают это как некую метафору, поскольку во времена Геродота Азия была уже за Доном. То, что в азиатской части Пояса Степей обнаружено очень много скифских вещей объясняют широким влиянием скифской культуры, центр которой был в Причерноморье, на окружающую периферию. О массовых находках золотых и бронзовых вещей в Сибири стало известно уже в конце XVII в., когда началось постепенное заселение Сибири русскими. Крестьяне при полевых и строительных работах, находили старинные бронзовые и золотые вещи.

Среди крестьян пошли разговоры о том, что это сокровища Чингисхана и его приближенных. В конце лета после уборки урожая и до начала дождей они собирались в небольшие артели "бугровщиков" (копателей бугров) и уходили на две-три недели в степь на промысел. Масштабы этих "раскопок" были столь велики, что молва докатилась до Москвы. Сначала царь Алексей Михайлович, а затем его сын Петр повелели выкупать у крестьян найденные ими вещи, чтобы сберечь их от переплавки в слитки золота и препровождать ко двору. Затем Петр I издал указ, запрещающий под страхом смертной казни "самодеятельные" раскопки курганов. Это был первый в России законодательный акт об охране исторических памятников.

В сибирских музеях хранятся тысячи предметов скифской художественной бронзы, найденные в разное время, начиная с XVII в. и до сегодняшнего дня. Из сибирских курганов происходят многочисленные золотые и серебряные украшения. На этом снимке представлены, в основном, случайные находки из фондов Красноярского историко-краеведческого музея. Такие же вещи в больших количествах можно видеть на витринах и в запасниках российских музеев Омска, Новосибирска, Барнаула, Кемерово, Абакана, Минусинска, Кызыла и других городов. Немало их в музеях Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Монголии, Китая, Ирана, Афганистана, а также европейскиих стран и США. Сделанные в типичной манере скифского "звериного стиля", они не оставляют никаких сомнений в принадлежности к культуре скифских народов.

Автор - Bo4kaMeda . Это цитата этого сообщения

ЗОЛОТО СКИФОВ

СКИФЫ


Колье-ошейник
Около 1800 до н. э.
Золото; ковка

Обычай хоронить покойников в насыпных курганах был свойственен многим
кочевым племенам. Но скифские курганы, буквально, набиты золотом. Причем, не только захоронения знати, но и рядовых граждан.


Ни у каких других племен курганы не были столь богаты. Это бъясняется не только тем, что золото во все времена и у всех народов было символом богатства, но и особой ролью этого металла в религии и мифологии скифов. В иранской мифологии золото отождествлялось огнем, солнцем и вечной жизнью.
Отправляя умершего в загробный мир, его одежду старались сплошь покрыть драгоценным металлом.

Для этого была разработана специальная технология – ручная вытяжка золотой фольги и выдавливание из нее тонких блях с вытесненными на них изображениями. Делали это специальные мастера, передававшие свое искусство из поколения в поколение. Эти бляхи и нашивали на погребальный саван и одежду.

Согласно преданию, которое для нас сохранил “отец истории” Геродот, на скифскую землю пролился драгоценный метеоритный дождь. С неба упали золотые предметы, плуг с ярмом, секира и чаша. Первыми небесные артефакты увидели три брата–скифа и что есть духу кинулись к сокровищам.

Но едва старший брат подошел, чтобы поднять их, как золото запылало. Он отступил. Приблизился второй брат – золото опять воспламенилось.

И лишь когда подошел младший брат, пламя погасло, и он отнес золото к себе в дом…

Упомянутые священные золотые предметы скифские цари тщательно охраняли и с благоговением почитали их.


Ременная бляшка 8 век до н. э. Золото, серебро, цветное стекло
Принадлежит культуре киммерийцев, населявших земли теперешней Украины до прихода скифов


Бляшка "Олень" 6 век до н. э. Золото
Образец зооморфного искусства ("звериного стиля"). Копыта оленя выполнены в виде "большеклювой птицы"


Ножны. Фрагмент Конец 5 - начало 4 века до н. э. Золото, чеканка
Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
Изображены сцены битвы между варварами и греками. Найдены в кургане Чертомлык, близ Никополя


Скифский гребень с изображением батальной сцены
Конец 5 - начало 4 века до н. э. Золото
Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
Найден в кургане Солоха


Пектораль. Фрагмент Середина 4 века до н. э. Золото; литьё, филигрань.
Государственный исторический музей Киев
Мужское украшение с изображением картин пастушеской жизни, сцен битв с участием грифонов, львов, коней и диких кабанов. Найдено в кургане Толстая могила (Украина)


Ваза с изображением скифских воинов 4 век до н. э. Электрум; чеканка
Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
Электрум - природный сплав золота (80%) и серебра (20%). Найдена в кургане Куль-Оба


Гривна с фигурками скифов-всадников 4 век до н. э. Золото
Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
Украшение было в ходу у кочевых народов. Найдена в кургане Куль-Оба


Серьги, ожерелье, браслеты и трубочка 4 век до н. э.
Золото, ковка, чеканка, скань, зернь, тиснение, пайка
Украшения выполнены греческими ювелирами. Найдено в Северной Украине


Сосуд со сценами охоты 400 - 375 до н. э. Серебро; позолота
Найдено на раскопках 1913 года в Кургане Солоха (Приднепровье)


Золотая гривна с окончаниями в виде скифских всадников. Фрагмент
400 - 350 до н. э. Золото
Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург


Золотая гривна с окончаниями в виде скифских всадников. Фрагмент 400 - 350 до н. э.
Золото
Государственный Эрмитаж
Санкт-Петербург
Найдено в Кургане Куль-Оба, Крым


Пара золотых серег с диском и ладьевидной подвеской
Около 350 до н. э. Золото
Курган Куль-Оба, Крым


Подвески и фибула 2 - 1 век до н. э. Агат, сердолик, цветное стекло
Краснодар
Из станицы Динской


Браслет Вторая половина 1 века н. э.
Золото, бирюза, коралл, стекло


16 Кинжал Вторая половина 1 века н. э.
Золото, гранат, бирюза


Височный фалар от банданы 1 век
Золото, агат, бирюза, альмандины, коралл, цветное стекло
Из могильника "Дачи"


Браслет 4 - 5 век Золото, стекла; литье


Шейная гривна 4 - 5 век Золото, стекла; литье Диаметр 22 см
Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата Москва
Найдено в Северном Причерноморье


Бляшка в виде фигурки кабана Золото
Государственный исторический музей Киев
Маленькие зооморфные (в виде фигурок кабанов, львов, оленей, коней) и антропоморфные (в виде Беса, Горгоны и других божеств) бляшки получили распространение в искусстве скифов и использовались для украшения одежды, головных уборов и конской сбруи


Бляшка в виде фигурки льва Золото
Государственный музей искусств народов Востока
Москва


Зеркало. Серебро; позолота
Государственный исторический музей Киев
Из кургана Келермес. Декорировано сценами в средневосточном, египетском и иранском стилях.


Круглая фалера Золото
Государственный музей искусств народов Востока Москва
Украшала костюм или церемониальную одежду, нашивалась прямо на ткань. Сюжетом для декора послужила стилизованная большеклювая птица


Нашивная бляшка "Конный скиф" Золото
Государственный Исторический музей Москва
Найдено в кургане Куль-Оба


Пектораль. Фрагмент Золото
Государственный исторический музей Киев
Некоторые из изображенных животных "смотрят на нас" - этот прием характерен для мастеров черноморских греческих колоний


Браслет с изображением зверей 5 - 4 век до н. э. Золото
Государственный Эрмитаж
Санкт-Петербург


Спиральный браслет с фигурками животных
4 - 3 век до н. э. Золото
Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
"Сибирская коллекция" Петра I


Скоба, фибула, бляхи с изображением грифонов
Конец 2 - первая половина 1 века до н. э. Гранаты, стекло; эмаль
Государственный Исторический музей Москва
Найдено в Северском Кургане (Северный Кавказ)


Гривна с оленьими головами 1 век до н. э. - 1 век н. э. Золото
Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник
Краснодар
Найдено в станице Старокорсунской


Сарматские парные подвески Конец 1 - начало 2 века
Золото, сердолик, цветное стекло
Азовский краеведческий музей
Из "Сладковского" могильника, Ростовская область


Поясная застежка 2 - 3 век Бирюза
Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник
Краснодар
Из некрополя Горгиппии


Серьга Золото, филигрань


Эгрет в виде грифона, держащего в когтях горного козла Золото
Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
Вероятно, украшал головной убор знатного воина. Найдено в междуречье Иртыша и Оби

territa.ru

Оригинал записи и комментарии на

60 лет назад киевский археолог Алексей Тереножкин провел раскопки мелитопольского «царского» кургана, положившие начало новым методам в исследовании скифских погребений и способствовавшие созданию Музея исторических драгоценностей Украины.

«Вчера не отослал письмо. Работали и сегодняшний, воскресный день. Чем глубже спускаемся вниз, тем медленнее идет дело. Перевалка становится выше, землю девать некуда. Жду с нетерпением, когда появится дно, а его все нет…» Если бы раскопки скифского кургана на юге Запорожской области происходили в наши дни, то мы бы получали новости и массу цифровых фотографий с места события в режиме онлайн. Но тогда бы археолог Алексей Тереножкин общался с семьей по мобильному телефону и не осталось бы в архивах его удивительного эпистолярного наследия: писем к супруге - известному скифологу Варваре Ильинской, полных любви и рабочих треволнений. Сегодня эти письма представлены на выставке в Мелитополе, откуда летом 1954 года Алексей Иванович отправлял их домой в Киев.

Как-то мне в руки попал журнал «Археология» со статьей о письмах, написанных Алексеем Тереножкиным во время раскопок мелитопольского кургана, - рассказывает «ФАКТАМ»старший научный сотрудник Мелитопольского краеведческого музея Валерий Тимофеев . - Одним из соавторов публикации был сын Алексея Ивановича - Андрей Ильинский. И у меня возникла идея разместить письма в нашем музее. Через Институт археологии вышел на Ильинского, объяснил, что для Мелитополя эти письма представляют огромный интерес. Они уже были переданы в Национальный историко-культурный заповедник «Чигирин». Но сын археолога дал согласие на то, чтобы мы получили копии писем.

Имея на руках письма, решили открыть выставку в мае нынешнего года - к 60-летию со дня обнаружения погребения. Вот как об этом рассказывает заметка в газете «Гудок» от 24 июня 1954 года: «Слесарь депо „Мелитополь“ Георгий Мозговый рыл колодец вблизи своего дома. Вдруг под лопатой рухнула земля, образовалась яма глубиной несколько метров. Земля продолжала осыпаться, падая на дно огромными глыбами. Мозговый заявил о случившемся работникам Мелитопольского краеведческого музея. Начали производить раскопки. Подземелье оказалось древним погребением…»

На самом деле о провале во дворе вышеупомянутого Георгия Мозгового в милицию сообщила бдительная соседка, а правоохранители обратились в музей. Первым к слесарю, на усадьбе которого заканчивалась насыпь кургана, пожаловал тогдашний директор музея Федор Кулик. Начальные работы в «чреве» кургана позволили обнаружить 196 древних золотых украшений… И когда уже нашли там золотые бляшки, в конце мая сообщили в Киев, в Академию наук УССР, после чего в Мелитополь немедленно выехала экспедиция во главе с кандидатом исторических наук Алексеем Тереножкиным. Было установлено, что подземелье является не чем иным, как погребальной катакомбой большого кургана, в которой, судя по предварительным находкам, в IV веке до нашей эры было богатое, возможно, царское погребение.

На выставке нам хотелось показать раскопки мелитопольского кургана через переживания человека, который его исследовал. Потому и название такое: «О любви, золоте и… загадочной Скифии». О сложностях исследований кургана можно узнать только из частной переписки, таких подробностей не может быть в научных журналах. Тереножкин делился со своей супругой сложностями, которые она могла понять как его коллега.

«Задавила нас земля, которую нужно перевернуть целые горы, - пишет археолог. - Сняли насыпь, а сейчас сидим над громоздкими погребальными сооружениями. Непрерывно встречаются кости людей и животных. Видно, могилы разрушены совершенно. Что же касается большой ямы с подземельем, которая находится к северу от входной, то окопали ее края, чтобы стены не оползли. Получилась страшная по размерам бездна, заполненная кубометрами земли. Нужно еще так много сделать, чтобы добиться каких-нибудь результатов».

Конечно же, раскопки кургана вызвали интерес жителей провинциального города, о чем Алексей Иванович рассказывает супруге: «Нас оберегает милиционер. Если бы его не было, то горожане не дали бы работать. Особенно тягостными были первые дни. Сейчас милиция отбила охоту ходить зря, да это и опасно для людей, так как ямы стоят глубокие».

Площадь раскопа была 20 на 20 метров. Поиски уходили все дальше и дальше вглубь, при этом совершенно некуда было девать изъятую землю, так как вокруг плотно стояли дома частного сектора. «Вот прошел уже месяц, но я не чувствую, что переломил курган» - печалится Тереножкин. По письмам создается впечатление, что он борется с какой-то могучей силою.

Когда глубина разработки оказалась критической - края ямы осыпались и могли не просто свести на нет предыдущую работу, но и завалить людей, Алексей Иванович нашел метод, ставший фундаментальным в археологии и поднявший значимость мелитопольского кургана. О нем он пишет домой 1 июля: «Придумали пока такой выход - привлекли к работе горного инженера Забелина. Вчера он составил расчет лесоматериалов, необходимых для прокладки нижних частей всех этих сооружений с помощью креплений. А сегодня придется начинать хлопоты и о получении лесоматериалов».

- Что же обнаружили археологи в недрах улицы Первомайской?

Устройство кургана видно по снимкам: он, как торт наполеон, был выложен чередующимися прослойками морской травы (камки) и земляных кирпичей, так называемых вальков. При этом камка доставлялась с берега Азовского моря, до которого 40 километров, а болотную почву брали из долины реки Молочной, за четыре километра от кургана.

Входная яма в катакомбу на глубине более 12 метров от древней поверхности была завалена камнями и плитами. Тем не менее еще в древности грабители туда добрались. Но действовали вслепую и наощупь, потому похватали, что нашли, перемешав с землею останки погребенных. После полного удаления остатков насыпи кургана выяснилось, что под ней находились две погребальные катакомбы: вероятно, царя и знатной скифянки-царицы.

Несмотря на ограбление, при расчистке могилы археологи нашли более 3 с половиной тысяч различных золотых предметов. Были там бронзовые наконечники стрел, чешуйки панциря, кости да мельчайшие золотые бляшки, подвески, бусы… Можно только догадываться, какие богатства были в катакомбе до ограбления. Здесь также обнаружили скелет рабыни, которая должна была прислуживать госпоже в загробной жизни, найдены остатки деревянного ярма, 11 амфор и бронзовый котел, наполовину заполненный костями разрезанной на большие куски овцы.

- А когда была сделана самая известная находка?

Видимо, 1 августа, если судить по дате письма: «Отворачиваю чуть землю, блеснуло золото… Открываются части великолепного греческого орнамента в виде пальметт, растительных побегов, распространяется в ширину, догадываемся, что это перед нами самая настоящая обкладка горита (ящик для хранения лука и стрел. - Авт. ). Грифоны, терзающие какую-то животину, сцена глубоким рельефом самым великолепным из греческой мифологии. А по гориту идут, поверх него, ряды неприкрепленных квадратных бляшек - числа их не знаю, но более десятка с изображением скифа, пьющего из ритона (сосуд в виде рога. - Авт. ) перед богиней. Сбоку много какой-то тонкой бронзы…»

- Тереножкина привела в Украину любовь?

Все верно. Благодаря знакомству 17 марта 1948 года и вспыхнувшей любви Алексея Ивановича к Варваре Андреевне Тереножкин покинул прежнее место работы и жительства в Средней Азии и в декабре 1948 года переехал в Украину. Если бы не эта встреча, то не было бы в Украине основателей киевской школы скифологии. Вы посмотрите: все его письма начинаются с нежного обращения к супруге: «Дорогая моя Варварушка!» или «Варенька, дорогая моя». Он очень хотел, чтобы жена приехала на эти раскопки, однако институт направил ее на Херсонщину. Хотя на пару дней она все же вырвалась в Мелитополь.

Мы сочли уместным в экспозиции поставить на рабочий стол семейные фотографии. Здесь супруги с детьми Алексея Ивановича от первого брака - Митей и Еленой, общим сыном Андрюшей и тещей Варварой Владимировной.

Солидный мужчина (Тереножкину тогда уже было 46 лет) объясняет в письме смысл своей работы пятилетнему сыну: «Андрюше передай, что я стремлюсь откопать славного скифского богатыря в панцире, со щитом, мечом, копьем и луком, которые убраны сплошь золотом и серебром. Только этот богатырь больно глубоко запрятался под землю, и я его никак достать не могу».

А вот еще, спустя несколько дней: «Скажи Андрюше, что богатырский панцирь я уже нашел. Нашел и несколько каленых железных стрел, не отличимых по форме от обычных скифских. Теперь ищу меч-кладенец, засапожный булатный нож, булаву в 300 пудов и медный шлем».

- Валерий Михайлович, где же хранятся все эти находки?

Пока Алексей Иванович работал в Мелитополе, найденное золото, как следует из письма, сдавал в банк: «Зашили в мешочек 790 украшений и передадим на хранение в банк нынче». Первые 196 золотых украшений, найденных мелитопольскими музейщиками, оставлены нашему музею. Часть из них представлена в экспозиции, но как воспроизведение, а оригиналы хранятся в фондах. Также киевляне передали нам одну из найденных амфор, бронзовый звоночек, ромбовидные бляшки, назначение которых непонятно до сегодняшнего дня, несколько железных гвоздей. Остальные находки хранятся в столичном музее исторических драгоценностей, в отделе «Ювелирное искусство Скифии (VII в. до н. э. - III в. н. э.)».

Мелитопольская экспедиция Алексея Тереножкина запомнилась и его младшему сыну.

Наша квартира находилась в Киеве, в бывшем здании Первой гимназии - теперь это желтый корпус Национального университета имени Шевченко, - рассказывает киевский художник-керамист Андрей Ильинский . - Там был институт археологии, а на верхнем этаже - квартиры нескольких семей археологов. Папа тогда был завотделом скифо-античной археологии. Поэтому вполне естественно, что в нашу квартиру однажды утром притащили огромный ящик. Папа его открыл и стал доставать находки из мелитопольского кургана. Это была вырезка земляного монолита с горитом, бронзовый пояс, золотые бляшки, медь от колчана и стрел. Мне, ребенку, было очень интересно смотреть на все эти штуковины.

Примечательно, что все это золото никак не охранялось и в течение всей зимы, нашитое на красный и зеленый бархат, лежало по всей нашей квартире, пока отец систематизировал и описывал найденные артефакты. Сейчас странно представить, что такое было время, когда эти сокровища абсолютно не охранялись! Все базировалось на абсолютной честности и благородстве людей, имевших отношение к ценностям. Детские впечатления от квартиры, заваленной золотом, привели к тому, что у меня на всю жизнь осталась неприязнь к драгоценному металлу. А вот керамику люблю, ею и занимаюсь. 30 мая в выставочном зале стадиона НСК «Олимпийский» открывается фестиваль современной керамики «ЦеГлина-2014», приходите посмотреть и на мои работы.

Кстати, Музей исторических драгоценностей Украины обязан своему учреждению Алексею Тереножкину и находкам из мелитопольского кургана. Когда ученики Алексея Ивановича исследовали такие выдающиеся памятники Скифии, как курганы Толстая и Гайманова могилы, Огуз, Желтокаменка, Бердянский, украинские археологи решили оставить уникальные находки в Украине - вопреки сложившейся с имперских времен традиции отдавать самые ценные экспонаты в музеи Москвы и Ленинграда. Директор Эрмитажа просил Институт археологии АН УССР передать им, но также получил отказ.

Тогдашний президент Академии наук УССР Александр Палладин распорядился передать все материалы из мелитопольского кургана в Государственный исторический музей УССР и в дальнейшем оставлять исторические ценности в Украине. Затем специальную выставку драгоценностей из фондов музея посетила правительственная комиссия и решила, что экспонатов хватает для создания специального отдела - «Золотой кладовой». В 1963 году было принято постановление о его создании при Киевском государственном историческом музее, с 1968 года отдел стал называться Музеем исторических драгоценностей УССР, а в 1991-м получил теперешнее название.

31 мая 2014

Полынный, пыльный и ковыльный,Вершиной спрятавшись в туман
Стоит над степью он, всесильный,Седой, как прадед мой, курган.
А прадед мой с вершины этой Смотрел внимательно в простор
И, вражьи орды чуть заметив,Сейчас же разводил костер…



«29 января с. г. крестьяне села Нижних-Серогоз, в числе 33 человек, по своему почину, занялись раскопками кургана, что возле с. Нижних-Серогоз, под названием „Агузки“. Этот курган разрыт был членом Археологической комиссии Веселовским в 1893 г., который и закончил раскопки. В настоящее же время вышесказанными крестьянами открыт совершенно новый туннель и найдено во время раскопок несколько предметов, которые от них мною отобраны и представляются Вашему высокоблагородию.

…Старый солевозный чумацкий шлях, идущий от Никополя на юг, к Перекопу, тянется по бескрайним степям Таврии. И повсюду, аж до самого Мелитополя и далее, раскиданы по степи высокие, издалека видные «могылы» — курганы, оставленные неведомыми древними народами и таящие, по преданию, несметные сокровища.





Что за люди оставили эти
курганы в степи? Бывалые люди рассказывали всякое. Неспешно плетутся по пыльной дороге волы, поскрипывает подвешенное к задку воза ведёрко с дёгтем для смазки колёс, неторопливо льётся рассказ о минувших временах…

…Около двух тысяч лет назад верстах в двадцати от нынешнего Никополя был погребён скифский царь. С ним, по обычаю, зарыли жену, рабов, лошадей и имущество, а над могилой насыпали высокий курган, столетия спустя получивший название Чертомлыцкого. Вскоре после похорон в курган, прорыв подземный ход, проникли грабители.

Едва они подступились к царским сокровищам, как обвалилась земля, и грабители вынуждены были бежать, оставив одного своего товарища под завалом. А в 1863 году археолог и историк И. Е. Забелин, раскапывая Чертомлыцкий курган, натолкнулся на следы этой древней трагедии. Он обнаружил следы грабительских подкопов, скелеты царя, царицы и челяди. Под грудой обвалившейся земли стояло ведёрко с собранными грабителями золотыми украшениями, а рядом лежал скелет неудачливого грабителя, двадцать веков пролежавшего на месте преступления.



Скифы. Рельеф на амфоре из Чертомлыцкого кургана. Серебро. 4 в. до н. э. Эрмитаж.
За два тысячелетия в причерноморских степях сменилось множество народов, оставивших после себя высокие курганы с каменными идолами на вершинах. И два тысячелетия в этих курганах рылись кладоискатели, соблазнённые «даровым» золотом мертвецов…

Серебряная амфора из Чертомлыцкого кургана близ Никополя. 4 в. до н. э.. Эрмитаж.
Первые исторические сведения о «гулящих копачах», грабящих курганное золото, появились ещё в Средние века. В одном из документов XVI века говорится: «По городищам и селищам ходячи, могилы роскопуют, ищучи там оброчей и перстней». А к концу XIX столетия только в Херсонской губернии более половины «степных пирамид» были уже перекопаны и разграблены.



Реконструкция женского головного убора — калафа — по золотым накладкам и остаткам ткани, найденным в Рыжановском кургане
Тем не менее и на долю археологов там кое-что осталось. Большой Рыжановский курган в Звенигородском уезде (под Киевом) раскапывал в 1884 году археолог Ю. Гринцевич. Через три года после его раскопок, в траншее, размытой дождём, местный крестьянин нашёл амфору и множество золотых украшений, которые он тайно выкапывал на протяжении нескольких дней. А уже после этого крестьянина другой археолог, Г. Оссовский, нашёл ещё 446 золотых предметов!

Фрагменты ткани из мужского захоронения в Большом Рыжановском кургане

Круглодонный серебряный кубок, найденный в Большом Рыжановском кургане. Его, безусловно, сделал выдающийся греческий мастер.
Рельеф изображает борьбу мифических чудовищ — грифонов с быком и оленем

Покрывало с золотыми бляхами.Рыжановский курган

На бляхах покрывала из Рыжановского кургана изображена голова Горгоны Медузы
Вскрывая древние захоронения, кладоискатели, конечно, не особо затрудняли себя в определении значения найденных сокровищ. По их убеждению, эти золотые «треугольники», «пластинки» и «кольца» — клады, зарытые турками, татарами, запорожцами, гайдамаками или разбойниками. Поэтому легенды о разбойниках или запорожцах, зарывших золото в очередной «могыле», уверенно считались надёжным указателем пути к сокровищам…

В степи за Мариуполем, близ сёл Амвросиевки, Голодаевки и Савуровских хуторов, находится курган Савур-могила. Величественный курган был виден за 40-60 вёрст. Некогда на «могыле» стояла половецкая каменная баба — «каменный чоловик», но к середине XIX столетия её уже не было.



В старину мимо курганов Савур и Медведь пролегали большие дороги — Чумацкий шлях и Великий (Почтовый) шлях. У чумаков бытовала пословица — «Савур-могыла, Теплынский лис — де бере чумакив бис». Место это считалось заклятым — где-то близ могилы был зарыт зачарованный клад («багато сховано гро́шей»). Клад этот, по преданию, закопал легендарный разбойник Савва, который «с товарыством» в старину жил на Савур-могиле. Следами пребывания разбойников долгое время оставались глубокие ямы — остатки землянок. Одна из ям, отмеченная кустом бузины, была остатками землянки Саввы.





Скрываясь днём в подземельях, разбойники в ночное время выходили на добычу и собирали дань со всех обозов, шедших по Великому шляху. В одном из подземелий жил у них старик глубоких лет, который по временам смотрел в книгу и по ней определял, возможно ли ещё жить этим разбойникам в данном месте или уже пора скорее уходить, перебираться на другое. Переселяясь на другое место, разбойники из награбленных ими богатств брали лишь небольшую часть, а остальные сокровища зарывали в окрестных местах с заклятиями в землю.

Верстах в пяти от города Купянска, по дороге в слободу Маночиновку, возвышался большой курган, известный под названием Острой могилы. Курган, вероятно, был остатками древнего городища. Он долгое время служил местом паломничества окрестных кладоискателей, и искать клад в Острой могиле приезжали кладоискатели аж из Воронежской губернии

Следы раскопок были видны повсюду. Говорили, что будто одному из кладоискателей удалось докопаться до дверей, запертых большим висячим замком. Но лишь только дотронулся он до замка, как услышал из-за двери голос: «Не трогай, пропадёшь! А прежде откопай на 80-саженной цепи ключ, тогда отопрёшь им все двери и всё будет твоё». Дверь внезапно засыпал обвал земли, а сам кладоискатель едва живой вылез из вырытого им в кургане хода и отказался от дальнейших работ.



Смертью кладоискателя закончились поиски сокровищ легендарного разбойника Саввы Самодриги в курганах близ деревни Шамовка Херсонской губернии. Прорыв подземный ход в курган, кладоискатели в одну из ночей проникли в склеп, где обнаружили обугленный скелет. Ночь, душное подземелье, мысли о подстерегающих кладоискателя «страхах», внезапное зрелище человеческих останков — всё это так повлияло на кладоискателей, что один из них умер от страха, а другой навсегда зарёкся лазить по ночам в «могылы».

Справедливости ради надо сказать, что иногда игра со смертью всё же стоила свеч и находка курганного золота многократно превышала все неудобства, риск и издержки, связанные с кладоискательством. Но чаще всего грабителям курганов после нескольких дней или даже недель упорных раскопок доставалась ни на что не годная рухлядь. Вместо желанных денег кладоискателям доставались целые возы человеческих костей, битой глиняной посуды, ржавого железа, угольков.


В 1876 году в окрестностях села Андрусовка кладоискатели раскопали несколько курганов. Единственными сто́ящими вещами, найденными в них, оказались древнегреческая чернолаковая вазочка и серебряный проволочный браслет — да и то их отобрал у кладоискателей уездный исправник и доставил в Херсонский Археологический музей. А остальными находками стали медный котелок, бронзовые наконечники стрел и глиняные горшки, которые кладоискатели с досады перебили. Ещё печальней закончились поиски клада в селе Вершац, где в течение зимы 1898/99 года местными крестьянами были раскопаны несколько курганов. Мало того что в них, кроме битых черепков, ничего не оказалось, так кладоискателей вдобавок арестовала уездная полиция и десятерых из них привлекла к суду.
Верстах в семи к востоку от села Заселья близ Херсона до сих пор сохраняются следы обнесённого небольшим валом городища, покрытого следами кладоискательских ям. Называют его Шарманским городищем. Окрестные жители были убеждены, что в том городище есть подвал, а в нём запрятанные запорожцами 12 бочонков золота. В течение 18 лет около пятидесяти местных крестьян под предводительством кладоискателя Дия Холодулькина разрывали городище. Всю осень до больших морозов кладоискатели жили в степи в наскоро сделанных землянках, нанимали для раскопок рабочих и сами неустанно копали.


Они добрались до каменной камеры, вероятно, погребальной, от которой шли в разные стороны подземные ходы; вверху камера была заложена толстыми брёвнами, а в них проделаны два отверстия. Целая армия всевозможных колдунов, ворожей и баб-шептух уверяла, что они, колдуны, «видят», побуждала кладоискателей продолжать раскопки, и те ежегодно, затрачивая большие деньги на доски, брёвна и «струмент», с наступлением свободного от сельскохозяйственных работ осеннего времени принимались за раскопки. Слух об этом предприятии дошёл до Херсона, и по распоряжению губернатора полиция прекратила раскопки.
Тайны Пяти Братьев


Группа курганов Пять братьев возвышалась на берегу Дона, в его дельте, возле хутора Колузаево. Своими размерами — их высота достигала 7-12 м, а диаметр 60-70 м — эти курганы выделялись среди окружающего их множества более мелких насыпей, придавая неповторимый колорит простирающейся вокруг плоской равнине. Плывущему по широкому извилистому Дону на протяжении многих километров, за каждым поворотом реки, эти огромные курганы открывались с разных сторон, постоянно меняя ракурс и неизменно вызывая восхищение своей суровой красотой.
Пять братьев издавна привлекали к себе внимание путешественников и исследователей. О них высказывались самые различные, порою фантастические, мнения. Английский путешественник Кларк, видевший эти курганы в начале XIX столетия, полагал, что они представляют собой алтари Александра Македонского, устроенные великим полководцем древности для жертвоприношений. Интерес к Пяти братьям возрос во второй половине XIX века в связи с поисками в низовьях Дона древнего города Танаиса. Некоторые учёные полагали, что эти курганы принадлежат некрополю Танаиса.



В 1871 году к раскопкам Пятибратних курганов приступил сотрудник Археологической комиссии П. И. Хицунов, уже имевший опыт раскопок курганов в Крыму и на Таманском полуострове. Своей целью он избрал два больших кургана в группе и четыре маленьких. На глубине 4,5 саженей (9,6 м) от поверхности кургана Хицунову удалось обнаружить обширную каменную гробницу, сложенную из дикого камня без применения скрепляющего раствора. Она была частично разрушена, и внутри её не оказалось ничего, кроме песка и глины, перемешанных с истлевшим деревом и камышом. Решив, что гробница давным-давно разграблена, Хицунов прекратил раскопки.

В 1954 году в дельте Дона начала работать экспедиция Ленинградского отделения Института археологии Академии наук СССР и Ростовского областного краеведческого музея, которую возглавил археолог В. П. Шилов. В первом сезоне экспедиция Шилова раскопала семь небольших курганов в Пятибратней группе, не трогая пока больших

В их число входили и четыре кургана, раскапывавшиеся некогда П. И. Хицуновым. При этом Шилову бросилось в глаза чрезвычайно важное обстоятельство: все курганы, которые копал Хицунов, содержали значительное число находок — раздавленные винные амфоры, железные и бронзовые наконечники стрел, обломки медных котлов и т. д. Стало очевидным, что Хицунов ни в одном случае не довёл исследования раскапывавшихся им курганов до конца — все они требовали доследования.

Внимательно осмотрев большие курганы и сопоставив увиденное с архивными данными, В. П. Шилов смог определить те два, которые начинал копать Хицунов. Особенное его внимание привлёк курган, в котором Хицунов обнаружил каменную гробницу. Осенью 1959 года Шилов начал его раскопки.


Когда камера была расчищена, археологи нашли в нём лишь фрагменты скелета пожилого мужчины. Вся южная часть склепа была начисто ограблена. Однако грабители орудовали в склепе уже после того, как перекрытие из брёвен рухнуло внутрь камеры, и это спасло её от полного ограбления.


После полной расчистки погребальной камеры оказалось, что в её северной части располагалось второе, совершенно не потревоженное захоронение: здесь лежали останки молодого воина в роскошном царском убранстве. От его парадной одежды сохранились многочисленные золотые нашивные бляшки — в одном лишь головном уборе их было 78. На шее погребённого сверкала массивная золотая гривна, украшенная на концах фигурками лежащих барсов, и, кроме того, золотое ожерелье; на пальцах — золотые перстни.


Возле погребённого лежало его оружие: у левого бедра — золотая обкладка горита и железный меч в деревянных ножнах, обложенных золотым листом; так же была украшена и рукоять меча. Вся поверхность золотой обкладки ножен была покрыта рельефными изображениями сцен битвы скифов с греками.


Следующая группа изображает схватку двух греков со скифом. Безбородый грек лежит на земле. Он ещё жив, поддерживаемый бородатым товарищем, который пытается копьём отразить удар скифа, стремящегося добить копьём раненого юношу…


На третьей сцене показан бой пешего грека с двумя скифами — пехотинцем и всадником. Пеший юноша-скиф ранен и упал на колени. Греческий воин пытается его добить, а раненый готовится к отражению удара своим боевым топором. На помощь ему спешит скиф на коне с длинным копьём в руке, но лошадь его споткнулась и упала на передние ноги. Всадник натянул поводья, пытаясь поднять коня, но безуспешно. Юный скиф, по-видимому, обречён…


В четвёртой сцене изображены два грека, один из которых ранен и полулежит облокотившись, другой, склонившийся над ним, зубами пытается вытащить из колена раненого вонзившуюся стрелу.




Наконец, последняя сцена изображает мчащегося во весь опор коня, волокущего раненого молодого скифа, который крепко держит в руке повод. Перед конём на земле лежит греческий шлем…




Все изображения на ножнах очень реалистичны. Детально переданы особенности скифского и греческого вооружения, одежды и т. д
.

В могилу были также положены драгоценные серебряные сосуды: ваза, схожая по форме со знаменитой вазой из Куль-Обы, и килик. Около входа в камеру на небольшом пространстве пола в беспорядке лежала целая куча драгоценных предметов: золотых пластинок и бляшек с различными рельефными изображениями, разнообразных бус и т. д. общим счётом 1273 золотых предмета. По мнению В. П. Шилова, здесь стоял деревянный ларец, в который были уложены парадная одежда, головные уборы и украшения.

Реконструкция костюма «царя». Пятибратный курган № 8
Как и в других скифских курганах, в могилу были положены запасы пищи и вина. Вино было привезено из южночерноморских городов Гераклеи и Синопы. На большинстве амфор имеются клейма мастерских, в которых они были изготовлены, позволяющие достаточно точно определить дату захоронения: оно было совершено в последней трети IV века до н. э. Очевидно, что и в этом случае мы имеем дело с погребением высших представителей скифской аристократии, которых вслед за Геродотом принято называть царями. Поэтому и Пятибратний курган с полным основанием причисляют к скифским царским курганам, но он принадлежит царю иного племени или объединения племён, чем Чертомлык и Солоха.

Танаис (греч. Τάναϊς) — античный город (III в. до н. э. — V в. н. э.) в устье р. Дон. В первые века н. э. входил в Боспорское царство. Расположен примерно в 30 км к западу от Ростова-на-Дону, у хутора Недвиговка.


Заповедник Танаис — один из крупнейших в России археологических музеев-заповедников. Территория заповедника Танаис насчитывает более 3 тыс. га и объединяет ансамбль памятников истории и культуры разных времен и народов от эпохи палеолита до памятников жилой и культовой архитектуры XIX века. Это самый северный пункт древнегреческой цивилизации.

Как археологический объект Танаис был открыт в 1823 году членом-корреспондентом Парижской академии полковником И. А. Стемпковским. По личному указанию Николая I, интересовавшегося, в первую очередь, сокровищами курганов, раскопки в Танаисе впоследствии проводил профессор Московского университета по кафедре римской словесности и древности П. М. Леонтьев, а с 1867 г. — В. Г. Тизенгаузен. Изучение Недвиговского городища проводилось под контролем Императорской археологической комиссии.


В конце 1860-х гг. при строительстве участка железной дороги Ростов-Таганрог рабочие, занимавшиеся ломкой камня в районе Недвиговки, но ничего не знавшие об археологических раскопках Танаиса, «открыли» его заново. Председатель Археологической комиссии граф С. Г. Строганов имел по этому поводу переписку с наказным атаманом Войска Донского М. И. Чертковым. Чертков, в свою очередь, направил в Недвиговку с проверкой директора новочеркасской гимназии Робуша и художника Ознобишина.


С 1870 г. до самого послереволюционного времени, когда все памятники древности были объявлены народным достоянием, находящимся под охраной советского закона, в течение 50 лет местные жители растаскивали городище на собственные нужды.



В 1955 г. Академией наук СССР была сформирована Нижне-Донская археологическая экспедиция, которая совместно с Ростовским университетом и Ростовским музеем краеведения под руководством Д. Б. Шелова приступила к научному исследованию Недвиговского городища. Спустя четыре года раскопанное городище и могильник были объявлены заповедной территорией. А в 1961 здесь был открыт один из первых в России археологический музей-заповедник, площадью более 3 тысяч гектаров. C 1973 по 2002 бессменным директором музея-заповедника был В. Ф. Чеснок. Затем директором недолгое время был бывший заместитель министра культуры Ростовской области В. Касьянов. В 2005 директором был назначен В. Перевозчиков.
Гайманова могила




Скифский царь Идантирс (Иданфирс).
В 1960-е годы, в связи с началом сооружения гигантских мелиоративных систем на юге Украины, перед археологами встала задача охранных раскопок в зонах будущего обводнения. Среди памятников археологии, которыми предстояло уйти под воду, были и сотни скифских курганов. Некоторые из них, судя по размерам, могли быть «царскими».


Чаша с изображением сцен из жизни скифской знати.
IV в. до н. э. Серебро, позолота, тиснение, чеканка. 10,5 X 9,2 см.
Из кургана Гайманова могила у с. Балки Васильевского района Запорожской области (1969 г.)
. Для этих работ Институт археологии Академии наук Украины создал несколько экспедиций, объединивших специалистов разного профиля. Одной из таких экспедиций была Северо-Рогачикская. Ей было поручено исследование курганов в Запорожской области. Здесь, у села Балки, насчитывалось около 20 курганных групп. Особое внимание привлекла одна, состоявшая из 46 небольших насыпей, среди которых одиноко возвышался восьмиметровый исполин с загадочным названием Гайманова могила.
К лету 1969 года экспедиция, которой руководил киевский археолог В. И. Бидзиля, раскопала 22 малых кургана. Все они оказались ограбленными. Это не вселяло больших надежд и по отношению к Гаймановой могиле: опыт показывал, что главной приманкой для грабителей всегда были именно большие курганы. Ну а здесь, где даже малые курганы не были обойдены их вниманием, вообще не стоило надеяться на то, что стоявший рядом исполин окажется нетронутым. Правда, до тех пор, пока курган не раскопан полностью, любые заключения были бы преждевременными…


На золотой обивке горита из этого же кургана вытеснено имя греческого мастера Порнаха, что является уникальным случаем
Рассудив таким образом, В. И. Бидзиля приступил к исследованию Гаймановой могилы. Курган представлял собой огромную насыпь высотой более 8 м; диаметр его превышал 70 м. Слой за слоем снимали бульдозеры землю с огромной шапки кургана. На глубине 4 м от вершины открылась кольцевая стенка из огромных, вертикально вкопанных в землю известняковых плит, сооружённая для предотвращения оползания насыпи. Ниже, на уровне поверхности, были найдены следы заупокойной тризны: лошадиные и бараньи кости, раздавленные амфоры, остатки уздечных наборов, наконечники стрел…

Обнаружился и грабительский лаз — он вёл прямиком в погребальную камеру. Она располагалась на глубине 8 м от уровня материка, и как и следовало ожидать, была полностью обчищена ещё в древности. Лишь несколько десятков разбросанных мелких золотых украшений да золотой перстень, в спешке обронённый грабителями, свидетельствовали об огромных богатствах, некогда находившихся в камере. По всей видимости, здесь были похоронены четыре знатные особы, вероятнее всего, двое мужчин и две женщины. Больше ничего определённого сказать было невозможно.
Казалось, что работы завершены. Но уже перед самым отъездом археологов ждал сюрприз. Один из сотрудников экспедиции, Борис Мозолевский, зачищал земляную стенку камеры, как вдруг глина под его ножом неожиданно, легко поддалась. «Здесь что-то есть!» — воскликнул Мозолевский. В стене обнаружился тайник с абсолютно нетронутым драгоценным содержимым…
Сокровища лежали горизонтальными рядами: наверху — деревянная чаша с золотой обивкой, ниже — серебряный килик и чашечка, под ними — ещё две деревянные чаши, обитые золотыми пластинами, под чашами — серебряный ритон с золотым раструбом и наконечником в виде головы барана.
Самые ценные вещи лежали на дне тайника: большой серебряный ритон с широким золотым орнаментированным раструбом и золотым наконечником, серебряная ритуальная чаша, в которую был помещён серебряный же кубок, и, наконец, самая замечательная находка, прославившая Гайманову могилу: серебряная с позолотой чаша ритуального назначения, украшенная широким фризом с рельефными изображениями шести фигур скифов.


Основу композиции составляют парные сцены (одиночные фигуры, очевидно, выполняют вспомогательную роль в сюжете). На одной стороне чаши изображены два сидящих бородатых скифских воина, занятых мирной беседой.
Роскошная одежда, парадное оружие, атрибуты высшей власти — плётка в руке одного из них и булава в руке другого — всё указывает на то, что перед нами представители высшей власти, скифские «цари». Фигуры, выполненные в технике высокого рельефа, позолочены; в серебре оставлены лишь лица и кисти рук.
Толстая могила
Киевский археолог Б. Н. Мозолевский, нашедший знаменитую чашу из Гаймановой могилы, вскоре стал автором ещё одного выдающегося открытия.
Ещё в 1964 году, при раскопках курганов неподалёку от Никополя, в 10 км от знаменитого Чертомлыка, его внимание привлёк огромный, высотой 9 и диаметром 70 м курган, именовавшийся местными жителями Толстой могилой (под таким же названием в своё время был известен и Чертомлыцкий курган).

Вес пекторали 1150 г. Диаметр 30,6 см. Три полукруглых фриза, образующих пектораль, заполнены растительным орнаментом, многочисленными, литыми из золота изображениями людей и животных.
Он весьма заинтересовал Мозолевского, но заняться им долгое время не удавалось, отвлекали другие дела. Имелись и сомнения: а скифский ли это курган? Ведь ещё в 1964 году археолог А. И. Тереножкин, использовавший метод ручного бурения курганов для определения их возраста, пробил на Толстой могиле две скважины. В них не оказалось следов глины — верного признака скифской могилы.






Наконец, Мозолевский решил попытать счастья. В феврале 1971 года он пробурил на Толстой могиле две повторные скважины. Результат — тот же, что и семь лет назад: глины не было. Но, как позже вспоминал сам Мозолевский, «вопреки всякому здравому смыслу, несмотря на каторжную усталость», он решил пробить ещё одну скважину — последнюю. И на глубине 7 м появилась глина! Повторное бурение окончательно подтвердило, что Толстая могила — скифский курган.






Мозолевский приступил к подготовке экспедиции. Начальный этап раскопок был невероятно напряжённым — громада кургана состояла из 15 тысяч кубометров земли. Когда насыпь была удалена, выяснилось, что под ней находились две гробницы в виде глубоких катакомб: центральная и боковая.

Курган был окружён широким рвом, в котором после частичной расчистки были обнаружены следы грандиозной заупокойной тризны: множество костей животных — лошадей, диких свиней, оленей, десятки разбитых винных амфор. По этим остаткам удалось установить, что общий вес съеденного на поминках мяса составлял около 6500 кг, а если принять очень вероятное допущение, что в нераскопанную часть рва были сброшены кости примерно такого же числа животных, что и в исследованную, — то целых 13 тонн. Такого количества мяса должно было хватить примерно на 3 тысячи человек. Возможно, поминки на Толстой могиле продолжались не один день.


В склепе оказалось совершенно не потревоженное погребение молодой скифской «царицы». Наряд её был самым богатым из всех, когда-либо открытых в скифских курганах. Всё здесь блестело золотом: головной убор был расшит крупными золотыми пластинами, золотые бляхи украшали и всю её одежду, и башмачки.


Не менее богатыми были и украшения: на шее — массивная золотая гривна весом в 478 г, украшенная на концах семью фигурками львов, крадущихся за молодым оленем. На висках — крупные золотые подвески с изображением сидящей с поднятыми руками богини; на руках — три широких золотых браслета. Каждый палец рук «царицы» был унизан золотым перстнем, а на одном пальце их было даже два.






Рядом с «царицей» был погребён ребёнок, которому в момент смерти едва ли было больше двух лет. По-видимому, это был малолетний наследник престола. Он умер и был погребён позже матери, для чего в гробницу был прокопан второй вход. Похоронен царевич был в отделанном алебастром деревянном саркофаге.


В изголовье стояли три драгоценных миниатюрных серебряных сосуда для питья вина: килик, ритон и кубок. В руке ребёнка был зажат большой золотой браслет — символ власти. В саркофаг был также положен пояс, расшитый золотыми пуговками, тоже символизировавший знатность погребённого. На шее — золотая гривна, в ушах — золотые серёжки, на безымянном пальце правой руки — маленький золотой перстенёк. Весь скелет малолетнего царевича был усеян золотыми бляшками, украшавшими одежду.






Вместе с царицей и царевичем были похоронены их убитые слуги: девочка-служанка, «кухарка», воин-«охранник» и «возничий» (так они названы по сопровождавшим их атрибутам). Картина их расположения в могиле ужасна: руки — неестественно вывернуты, словно выкручены, ноги — неестественно раскинуты. Особенно потрясает рука воина: пальцы судорожно сжаты и впились в землю — очевидно, он был ещё жив, когда его бросили в могилу, и агония продолжалась в уже засыпанном подземелье.

Когда исследование боковой гробницы было завершено, археологи приступили к раскрытию центрального погребения, где, по-видимому, был похоронен царь. То, что в нём уже успели побывать грабители, было ясно с самого начала: туда вёл лаз протяжённостью 22 м. Грабители точно рассчитали направление и вышли как раз на угол погребальной камеры. Но к тому времени свод камеры и коридора-дромоса, ведшего в неё, уже частично обвалился, и грабителям пришлось выбирать сокровища из-под осыпавшейся земли.

Головной убор женщины (реконструкция). Золото. IV в. до н.э.

В погребальной камере царило полное разорение. Хотя здесь оставалось ещё немало золотых нашивных бляшек и пуговок от парадной одежды царя, всё самое ценное — парадная утварь, украшения, оружие и т. д. — было унесено грабителями. И тем не менее самые сенсационные находки, принёсшие Толстой могиле всемирную славу, были сделаны именно здесь, в центральной гробнице! (Забегая вперёд, скажем, что Толстая могила оказалась богатейшим из всех известных в настоящее время скифских царских курганов. Вес золотых изделий, найденных в нём — 4,5 кг, — намного превышает вес золота, найденного в Куль-Обе, до того считавшемся самым богатым курганом.)
Свод камеры и ведшего в неё коридора-дромоса к тому времени уже частично рухнули. Обвалившуюся землю в погребальной камере грабители перерыли, а вот землю в дромосе ворошить не стали — по регламенту похорон ценных вещей там быть не должно. Но они ошиблись!

В дромосе, совсем рядом со входом в погребальную камеру, в 30 см от неё, лежал меч с обложенной золотом рукоятью, в ножнах, также покрытых золотой обкладкой с рельефными украшениями. Обкладка ножен меча украшена изображениями в скифском «зверином стиле»: сценами борьбы животных.

Под перекрестьем меча в геральдической позе стоят дерущиеся петухи — совершенно новый и необычный сюжет в скифо-античном искусстве. Ниже фантастический грифон, раздирающий оленя, лошадь, на которую сзади напал лев, а спереди грифон, ещё ниже — напавший на оленя леопард, и, наконец, поединок льва и леопарда… На выступе для подвешивания меча к портупее изображён фантастический рогатый львиноголовый грифон, хвост которого оканчивается змеиной головой. Изображения животных очень реалистичны, полны динамики, они очень чётки: проработаны мельчайшие детали.




Ещё ближе к камере, у самого входа Б. Н. Мозолевский нашёл неслыханное сокровище: золотую пектораль — царское парадное нагрудное украшение. Грабители не докопали до неё всего каких-нибудь десять сантиметров! Это поистине гениальное творение античной торевтики ныне получило мировую известность.



Вес пекторали составляет 1150 г, диаметр — 30,6 см. Она состоит из четырёх жгутообразных трубок, скреплённых на концах обоймами, к которым при помощи штифтов прикреплены изящные плетёнки, также заправленные в орнаментированные обоймы с наконечниками в виде львиных голов. Трубки делят пектораль на три полукруглых яруса. Средний заполнен растительным орнаментом, нижний и верхний — многочисленными скульптурными изображениями.
Курганы Меотиды


В сферу культурного влияния скифов входили и их ближайшие соседи — племена меотов, относившиеся к иберо-кавказской языковой семье. В I тысячелетии до н. э. они обитали на территории Прикубанья и Восточного Приазовья. Античные авторы впервые упоминают об этом народе в VI веке до н. э.


Остатками обширного скифо-меотского наследия являются сегодня многочисленные курганы, разбросанные по всему Северному Кавказу. Их раскопки дали археологам богатейший материал. Здесь были найдены многие выдающиеся произведения искусства, ныне хранящиеся в Государственном Эрмитаже и других российских музеях.

В недрах громадного — высотой более десяти метров — Майкопского кургана археологи обнаружили богатейшее погребение конца III — начала II тысячелетия до н. э. Это погребение содержало множество художественных произведений, в том числе бусы из сердолика и бирюзы, происходящие из Передней Азии.
Над прахом покойника был водружён балдахин (ныне хранящийся в Эрмитаже), украшенный нашивными бляшками в виде львов и бычков, полотнище которого держалось на серебряных столбиках с литыми из золота фигурками бычков. Эти удивительно реалистические фигурки, вероятно, выполнены талантливым местным мастером и свидетельствуют о высоком художественном уровне скифо-меотской культуры. В то же время нашивные бляшки явно исполнены либо в самой Месопотамии, либо под влиянием месопотамского искусства.




Один из прославленнейших шедевров, найденных на земле древней Меотиды — небольшая (35,1 x 22,5 см) золотая фигура оленя из кургана у станицы Костромская (VI в. до н. э.). Это рельефная пластина некогда украшала круглый железный щит, найденный в погребении вождя. Образ оленя был связан у скифов с представлением о солнце, свете


Ещё одна знаменитая находка — золотая пантера из кургана близ станицы Келермесской. Как и её «современник», олень из Костромского кургана, эта пантера служила украшением щита. Фигура зверя стилизована, причём условность доходит до того, что хвост и лапы, в свою очередь, украшены фигурами свернувшихся хищников. И, однако, выразительность звериного образа такова, что эту бляху следует признать произведением не только декоративного, но и изобразительного искусства.




Очень интересные находки были сделаны близ адыгейского аула Уляп, где археологическая экспедиция под руководством А. М. Лескова исследовала комплекс меотских курганов и святилищ IV века до н. э.



Одно из святилищ оказалось особенно богатым: помимо многочисленных костей, здесь были найдены бронзовые котлы, античные амфоры, орудия труда, детали конского убора, предметы вооружения, разнообразные золотые украшения.



Среди последних особенно выделяются две крупные золотые пластины, изображающие шагающих оленей. Уляпские олени — один из лучших образцов скифо-меотского звериного стиля. Голова, гордо посаженная на могучей шее, увенчана ветвистыми рогами, удивительно пропорциональное тело зверя на длинных стройных ногах как бы устремлено вперёд. Реалистическая трактовка фигур животных сочетается с условно переданными рогами в виде стилизованных головок грифонов.



Самыми значительными находками из этого святилища стали два скульптурных навершия, когда-то, вероятно, увенчивавших древки штандартов или бунчуков. Одно из них изображает лежащего кабана с вытянутым вперёд рылом. Фигура сделана из двух массивных штампованных серебряных пластин, соединявшихся с помощью серебряных гвоздиков с золотыми шляпками.
Пластины с изображениями кабана в скифском искусстве не редкость, однако навершия в виде кабана ранее известны не были. Точно так же до сих пор археологам не встречалась круглая скифская скульптура, причём созданная с применением разных материалов и технических приёмов — штамповки, гравировки, пайки. Поэтому находку в Уляпе следует считать уникальной.




Второе навершие изображает оленя — уже известный скифский символ солнца. Голову оленя, посаженную на стройную длинную шею, увенчивают массивные ветвистые рога. Эта скульптура, созданная без всякой условности и стилизации, отличается редкой выразительностью и представляет собой один из лучших образцов скифо-меотского искусства.


На ритуальной площадке, расположенной на вершине одного из уляпских курганов, был обнаружен целый комплекс находок: три бронзовых античных сосуда, серебряная чаша, золотые гривна и бляшки, два богато украшенных ритона — золотой и серебряный. Золотой ритон, основание которого украшает скульптурное изображение головы пантеры, судя по ряду деталей, был привезён из Ирана или Малой Азии.

Второй ритон, серебряный, увенчивает крылатый конь Пегас. Его крылья, грива, ремни оголовья и ряд других деталей щедро позолочены, глаза некогда были инкрустированы янтарём. Среднюю часть сосуда опоясывает позолоченный фриз, на котором неизвестный художник изобразил в технике рельефа сцены из древнегреческого мифа о борьбе богов и гигантов. В числе противоборствующих персонажей легко узнаются Зевс-громовержец, Гермес с кадуцеем в левой руке, бог-кузнец Гефест
Для души-скифские украшения






















Конечно, первыми ассоциациями при слове «скифы» является представление курганов, диких наездников, покоривших территории Крыма и Причерноморья. До этого на землях жили греки, с которыми и произошло столкновение племен. Скифы смогли победить даже персов с помощью грамотных партизанских ходов. Поэтому культура и умственное развитие племени находилось на высоком уровне. Об этом также свидетельствуют раскопки курганов, где часто обнаруживают скифское золото.

Скифское золото

Сокровища скифов будоражили умы историков и археологов, поскольку о них упоминал еще сам Геродот в своих писаниях. Тем более что территории проживания скифов находились относительно рядом. Проживание племен в степях Украины длилось долго, поэтому производство изделий, в том числе и украшений, было налажено. Кроме того, скифы в ювелирном деле стали сотрудничать с греками, которые объяснили им тонкости работы. Именно греки считались высококлассными ювелирами.

Особенности скифского ювелирного дела

Изначально украшения изготавливались только для верхушки поселения скифов, но потом изделия смогли себе позволить приобрести даже простые люди, правда количество золота в них было уменьшено. Изготавливали скифы более дешевые изделия, состоявшие из бронзы. Часть наследия так и называют - скифско-греческим искусством, а часть приписывают только изделиям скифов.

Скифское золото имеет характерные особенности, которые оценивают археологи:

  • Причина изготовления скифами украшений заключалась в том, что так можно было соперничать с греками и доказать могущество своего поселения.
  • Обязательно изделие должно было нести какой-то смысл, рассказывать сюжет или символизировать что-то. Изделия ради изделий никто не делал, поскольку их ценность была бы незначительной.
  • Несмотря на то что скифы были завоевателями, то есть варварами, они ничего не разрушали. Изделия славились тонкостью линий, завершенностью образов и изделий. Украшения объединили лучшие черты обеих культур. Чтоб отличить греческие украшения от скифских, нужно обратить внимание на мотив: если он связан с мифологией и античностью, значит, изделие сделано греками.
  • Существовали мужские и женские украшения. Отличить их можно было по мотивам изделия или внешнему виду. Мужские украшения были выполнены грубее, носили воинственный характер, и мотивы были связаны с войнами и завоеваниями или агрессивными животными.
  • Именно любовь племени к животным выделила отдельный стиль скифской культуры, который назывался «скифский звериный стиль». А также отдельные черты украшений указывают на то, что у поселений были свои религиозные обряды и они были жрецами.

Появление первых ювелирных украшений датируется концом бронзового века, тогда люди уже умели обрабатывать драгметалл, придавать ему форму и внешний вид. Так и родился прообраз современной ювелирной отрасли. Если говорить о самом древнем украшении наследия скифов, то его примерный возраст - 20 тысяч лет.

Большинство изделий было найдено в курганах. Курганы - это насыпи земли, которые имели погребальное значение. В таких местах хоронили только очень богатых скифов или храбрых воинов. А скифское золото обнаруживалось при раскопках археологами. Первые украшения нашли еще при правлении Петра первого: именно он понял, что курганами нужно заниматься, поскольку там хранится большое количество золота, и оно может быть разграблено.

Но из-за революционных процессов и смене власти во время Российской империи не было организовано четкой разработки и добычи украшений скифов.

Золото как часть культуры

Золото племена использовали именно потому, что считали его божественным, магическим веществом. Их привлекал блестящий внешний вид изделий, и они считали украшения оберегом даже в боях. Толщина таких вещей - несколько миллиметров, но они часто выглядели грубоватыми, поскольку скифам хотелось вместить как можно больше золота в изделие. А также существовали массивные нагрудные украшения в виде бляшек, на них часто изображали головы животных, причем в объеме, а не в плоскости.

Самым распространенным считалось изображения оленя или козы - животных, которых видели племена. Но иногда попадались и вымышленные существа, значение которых разгадать сложно. Распространены среди них такие изображения, как:

  • грифоны;
  • химеры;
  • сфинксы.

Несколько изделий могут похвастаться полноценным сюжетом, но также с неразгаданным смыслом. Возможно именно так скифы выражали мысли по поводу сотворения мироздания.

Остальные племена, которые располагались рядом со скифами, также пользовались их техникой обработки золота и изготовления из него украшений. Например, племена готов и гуннов принесли технику на территорию Европы, где ее переняли даже кельты. Именно мастера из Скифии считались лучшими ювелирами.

Хотя длилось такое торжество недолго, поскольку крымские земли и часть территории имели благоприятный климат, и было много желающих завоевать эту местность. Поэтому поселение скифов постепенно выместили и ассимилировали сарматы. Сарматские ювелиры больше склонялись к использованию своей мифологии и мотивов в творчестве, а также дополняли украшения драгоценными камнями, например, бирюзой или разбавляли творчество стеклом.

Где находят украшения?

Самые известные курганы на территории Скифии:

  1. Куль-Оба.
  2. Чертомлык.
  3. Солоха.

Именно там обнаружили массивные и красивые украшения, которые хотят заполучить себе все музеи мира. Часть скифского золота сегодня хранится в «Эрмитаже» (Санкт-Петербург), а остальная часть - в музеях Крыма. В 2017 году некоторые коллекционные экземпляры были вывезены на выставку за границу из Крыма, после чего украинской стороной были предъявлены претензии на право владения ими. До сих пор эти изделия не вернулись в музеи Крыма.

В связи с большим спросом на золото скифов, одесские мастера изготовили изделие самостоятельно и выдали его за корону Царя Скифии - Скилура. Этот «экспонат» долгое время находился на хранении в Лувре, пока не раскрылась настоящая история вещи и экспертиза не доказала поддельность изделия.

Самым знаменитым и подлинным украшением племени считается нагрудная пектораль. Она упоминается в каждом учебнике истории как венец скифского ювелирного мастерства и развития племени. Нашли ее во время раскопок кургана «Толстая Могила» на территории Днепропетровска. Раскопки велись под руководством Бориса Мозолевского, археолога и по совместительству поэта, который увлекался культурой племени. Действие происходило в 1971 году и казалось бесперспективным, но мечта ученого пересилила скептицизм исследователей.

Обнаружение золотой пекторали перевернуло историю и стало знаковым событием, поскольку работа была выполнена чрезвычайно точно, а вес изделия был больше килограмма. Полное значение и оценку сюжета пекторали не поняли до сих пор. Отдельные фрагменты, которые расшифрованы, дают возможность понять культуру быта скифов, их повседневную жизнь. Открытие стало полноценной сенсацией века. А вот второй склеп возле «Толстой Могилы» не раз подвергался ограблениям и действиям черных копателей. Несмотря на это, там обнаружили останки воинов, на которых были золотые венки, а их лица закрывались пластинами из золота.

Коллекция скифского золота насчитывает самые запоминающиеся и массивные изделия. Среди них:

  • браслет со сценами терзания оленя хищниками;
  • бляшка скифского всадника;
  • скифский браслет;
  • бляшка со сценой побратимства;
  • зеркало из золота;
  • налобник с нащечниками;
  • скифское ожерелье.

Кроме украшений или приспособлений из драгметалла, в курганах часто обнаруживают предметы быта скифов, которые больше несут историческую ценность, чем материальную. По поводу открытия известных изделий из золота выпускают монеты, марки и другие памятки. Сейчас добыча изделий считается по-прежнему перспективным и прибыльным направлением в археологии.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Яна рудковская и евгений плющенко поженились
Золото скифов: описание коллекции, история, тайны и мифы
Поделка солнышко из ниток