Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Консультация для родителей детского сада. Природный материал и его польза в развитии ребёнка

Наталья Петровна Мерзликина

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало…

А, С. Пушкин

Вот и осень наступила. Много красивых красок у осени, всем она щедро их раздает. Красота осенних пейзажей всегда вдохновляла поэтов, художников на создание величайших произведений. Все мы замираем от восторга, любуясь тонкоствольной березкой с золотыми монетками – листочками, великолепием красок мужественного клена.

Умение видеть и чувствовать красоту родной природы является приоритетом в работе педагогов дошкольного учреждения. Развивать это умение у дошкольников нужно как можно раньше, так как чувства прекрасного, простой человеческой доброты закладываются именно в детстве. Знакомство с произведениями искусства, с народными промыслами, ремеслами, общение с природой благотворно влияют на гармоничное формирование личности дошкольника. Но дети должны быть не просто пассивными наблюдателями, но и творцами, участвующими в процессе превращения природных материалов в прекрасные поделки .

Собранный детьми природный материал – кладовая для развития фантазии, творчества, воображения. Процесс изготовления из природного материала поделок положительно влияет на развитие художественно-эстетических чувств, развивает мелкую моторику рук, внимание, творческую активность и фантазию, усидчивость, логику и мышление. Дети овладевают новыми навыками и умениями, которые им пригодятся в дальнейшем. Создавая , дети имеют возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя.


Поделки детей могут быть не совсем совершенны, но они приносят много радости и положительных эмоций. А положительный настрой детей будет еще больше, когда они поделки из природного материала сделают вместе со взрослыми. Родители , при первой же возможности, отправляются вместе с детьми в лес, парк, на природу , чтобы полюбоваться необозримыми далями и сказочными красотами лесных тропинок. Родители стараются открыть для себя и своих детей красоту багряных красок осени, переплетенных золотыми нитями, украшенными темной зеленью сосен. С большим удовольствием вдыхают запах грибов и прелых листьев, собирают коллекцию листьев многообразных по форме и окраске, находят сучки, коряги, похожие на скульптуру зверей и людей. Дети очень гордятся своими творческими поделками , обсуждают их с другими воспитанниками, рассказывают, как они с родителями собирали природный материал , как вечерами трудились над каждым элементом своей поделки . Радость встречи с природой надолго останется в памяти детей, пробудит пытливость, добрые чувства ко всему живому, гордость за нашу Родину .


А реализация творческих поделок как нельзя лучше проявляется, когда эти работы выставляются на осенней выставке дошкольного учреждения. Осень – самое подходящее время проводить такие замечательные мероприятия. Ведь в лесу, в поле, на даче можно найти самый разнообразный природный материал . Во всех дошкольных учреждениях проводятся интересные выставки. Мы не перестаем удивляться фантазии наших детей и родителей . Вот и я хочу показать некоторые работы наших воспитанников и их родителей , которые приняли участие в выставке детского творчества нашего дошкольного учреждения «Что нам осень подарила!»









Желаю всем творческих успехов!

Публикации по теме:

Детям дошкольного возраста очень нравятся поделки из природного материала,так как их можно сотворить из того, что они сами найдут в парке,.

Природный материал дает нам большие возможности во всестороннем развитии детей дошкольного возраста. Это не только познание окружающего.

Осень – самое золотое время года, не зря его воспевают поэты и художники в своих произведениях. Осень дарит нам очень красивые природные.

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев» В. Д Сухомлинский Эти слова по праву можно сказать о моих ребятах.

Осень-прекрасная пора для творчества! Сколько красок,материала, идей, фантазий от самой природы! Нам нужно только присмотреться, прислушаться.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №24 ст. Кавказская муниципального образования Кавказский район.

Консультация для родителей:

Поделки из природного материала

Воспитатель:Пшиченко

Светлана

Викторовна

Поделки из природного материала дети особенно любят, ведь их можно сотворить из того, что они сами найдут в парке, в поле, в лесу, на морском побережье или в горах. Главное – чтобы хватило фантазии превратить ракушки, гальку, камушки, веточки, сухие плоды, шишки, желуди, каштаны, орехи, семена или соцветия своими руками в нечто необычайное! К тому же природный материал – самый экологический материал для занятий с детьми.

Изготовление поделок из природного материала развивает навыки:

  • развивает мелкую моторику;
  • учит ставить цель и визуализировать ее на протяжении творческого процесса;
  • экспериментировать и искать оптимальные пути продвижения к цели;
  • развивает пространственное воображение;
  • учит видеть цельную вещь в разрозненных элементах;
  • развивает внимание и аккуратность, терпение и старательность;
  • пробуждает интерес к творческому конструированию
  • знакомит с чувством вдохновения;
  • учит бережно относиться к природе.
  • Улитки

    Соберите понравившиеся вам ракушки, промойте проточной водой и подсушите на солнце. Рассортируйте заготовленные ракушки по цвету и форме.

    Собранные на пляже ракушки промойте тщательно в проточной воде и подсушите на солнце. Можно покрыть ракушки прозрачным лаком – они будут блестеть как в воде.

    Отберите несколько спирально закрученных раковин. Возьмите пластилин и вылепите фигурку улитки: голову, рожки, хвост. Закрепите раковину на спине улитки.

    Яркие камушки

    Детки любят собирать на пляже морские камешки. Кисточка и краски превратят гладкую гальку в жучка, божью коровку, черепашку, сову или грибок. Сама форма камешка подскажет малышу, какой образ лучше создать. На камешек наносится краска – и образ готов. Камушки между собой склеиваются пластилином. После того, как творение высохнет, для придания блеска покройте его бесцветным лаком.

    Забавные зверушки

    С маленьким ребенком попробуйте сделать что-нибудь совсем простое: например, смастерить фигурки зверушек из цепкого репейника. Для этого изготовьте заранее каркас из шерсти, на который будет лепиться репей. Потом предложить крохе сформировать медвежонка, слоника с длинным хоботом, собачку или паука.

    Восхитительная картинка

    Вот такую удивительную картину можно сделать с гальки, мелких камушек, ракушек или круп (фасоли, гороха). Решите для начала, какого цвета подойдет для вашей работы пластилиновый фон. Нанесите пластилин на картонную основу. Наметьте рисунок на пластилине. Теперь вместе с малышом аккуратно заполните рисунок выбранным материалом по контуру.

    Картинка из листьев

    Соберите с ребенком во время прогулки в парке или лесу соберите много листьев разных оттенков и формы, больших и маленьких. Засушите их между листами старой книги или газеты, положив сверху что-нибудь тяжелое. Для работы понадобятся листы картона, клей и природный материал. Если вы делаете аппликации с маленьким ребенком (1,5-3 года), то можно листья просто разложить красиво на картоне. Дети постарше могут проявить фантазию и сделать удивительную аппликацию с вашей помощью. Темой аппликации могут быть разные птички, зверюшки, рыбки, машинки или даже сюжетные картинки.

    Поделки из желудей

    Желуди бывают разные: крупные и мелкие, продолговатые и круглые. У ослика или лошадки туловище делается из желудя большого, а головка – из маленького. Также из двух желудей – поменьше и побольше – и нескольких палочек можно сделать красивого аиста. Смешных человечков можно сделать: худых и толстых, высоких и низких, в шляпках. Главное, все надо делать, пока желуди еще не успели высохнуть. Игрушки, сделанные из свежих желудей, сохраняются долгое время.

    А сколько смешных и славных фигурок можно сделать из каштанов, шишек и орехов! Просто бесчисленное количество, особенно если фантазия разыграется во время работы.

    Цветочные Эльфы

    Для этой поделки вам потребуется немного цветков. Соберите их вместе с ребенком во время вашей прогулки о парку или лесу. Для изготовления удивительной картинки вам понадобится: картон, карандаши или фломастеры, клей цветы и лепестки. Сначала нарисуйте фигуры на картоне, а потом приступайте к приклеиванию одежды, крыльев и волшебной палочки.

    Еще несколько советов:

  • Для панно, картин, игрушек из природного материала понадобятся шишки, семена различных растений, желуди, сережки ольхи, березы, акации, плоды разных растений, листья, корни, цветы, ракушки.
  • Потрясающе смотрятся оклеенные крупами (гречка, манка, кукуруза, просо, семена подсолнечника) или ракушками рамочки – для картин, фото или зеркала, а также деревянные шкатулки.
  • Чтобы ребенок понял последовательность работы, следует вначале показать, как изготовить поделку. После того, как малыш узнал первые азы создания игрушки из природного материала, ему будет достаточно показать рисунок, картинку или фотографию готовой поделки, и он уже с пониманием процесса сможет изготовить ее самостоятельно. Затем ребенку нужно предлагать сделать из природного материала сказочных персонажей или увиденных зверей в зоопарке. Подобные занятия значительно развивают творческие способности, фантазию и воображение детей.


    Пшиченко Светлана Викторовна

    Консультация для родителей:

    Поделки из природного материала

    Поделки из природного материала дети особенно любят, ведь их можно сотворить из того, что они сами найдут в парке, в поле, в лесу, на морском побережье или в горах. Главное – чтобы хватило фантазии превратить ракушки, гальку, камушки, веточки, сухие плоды, шишки, желуди, каштаны, орехи, семена или соцветия своими руками в нечто необычайное! К тому же природный материал – самый экологический материал для занятий с детьми.

    Изготовление поделок из природного материала развивает навыки:

      развивает мелкую моторику; учит ставить цель и визуализировать ее на протяжении творческого процесса; экспериментировать и искать оптимальные пути продвижения к цели; развивает пространственное воображение; учит видеть цельную вещь в разрозненных элементах; развивает внимание и аккуратность, терпение и старательность; пробуждает интерес к творческому конструированию знакомит с чувством вдохновения; учит бережно относиться к природе.

    Улитки

    Соберите понравившиеся вам ракушки, промойте проточной водой и подсушите на солнце. Рассортируйте заготовленные ракушки по цвету и форме.

    Собранные на пляже ракушки промойте тщательно в проточной воде и подсушите на солнце. Можно покрыть ракушки прозрачным лаком – они будут блестеть как в воде.

    Отберите несколько спирально закрученных раковин. Возьмите пластилин и вылепите фигурку улитки: голову, рожки, хвост. Закрепите раковину на спине улитки.

    Яркие камушки

    Детки любят собирать на пляже морские камешки. Кисточка и краски превратят гладкую гальку в жучка, божью коровку, черепашку, сову или грибок. Сама форма камешка подскажет малышу, какой образ лучше создать. На камешек наносится краска – и образ готов. Камушки между собой склеиваются пластилином. После того, как творение высохнет, для придания блеска покройте его бесцветным лаком.


    Забавные зверушки

    С маленьким ребенком попробуйте сделать что-нибудь совсем простое: например, смастерить фигурки зверушек из цепкого репейника. Для этого изготовьте заранее каркас из шерсти, на который будет лепиться репей. Потом предложить крохе сформировать медвежонка, слоника с длинным хоботом, собачку или паука.

    Восхитительная картинка

    Вот такую удивительную картину можно сделать с гальки, мелких камушек, ракушек или круп (фасоли, гороха). Решите для начала, какого цвета подойдет для вашей работы пластилиновый фон. Нанесите пластилин на картонную основу. Наметьте рисунок на пластилине. Теперь вместе с малышом аккуратно заполните рисунок выбранным материалом по контуру.

    Картинка из листьев

    Соберите с ребенком во время прогулки в парке или лесу соберите много листьев разных оттенков и формы, больших и маленьких. Засушите их между листами старой книги или газеты, положив сверху что-нибудь тяжелое. Для работы понадобятся листы картона, клей и природный материал. Если вы делаете аппликации с маленьким ребенком (1,5-3 года), то можно листья просто разложить красиво на картоне. Дети постарше могут проявить фантазию и сделать удивительную аппликацию с вашей помощью. Темой аппликации могут быть разные птички, зверюшки, рыбки, машинки или даже сюжетные картинки.

    Поделки из желудей

    Желуди бывают разные: крупные и мелкие, продолговатые и круглые. У ослика или лошадки туловище делается из желудя большого, а головка – из маленького. Также из двух желудей – поменьше и побольше – и нескольких палочек можно сделать красивого аиста. Смешных человечков можно сделать: худых и толстых, высоких и низких, в шляпках. Главное, все надо делать, пока желуди еще не успели высохнуть. Игрушки, сделанные из свежих желудей, сохраняются долгое время.

    А сколько смешных и славных фигурок можно сделать из каштанов, шишек и орехов! Просто бесчисленное количество, особенно если фантазия разыграется во время работы.

    Цветочные Эльфы

    Для этой поделки вам потребуется немного цветков. Соберите их вместе с ребенком во время вашей прогулки о парку или лесу. Для изготовления удивительной картинки вам понадобится: картон, карандаши или фломастеры, клей цветы и лепестки. Сначала нарисуйте фигуры на картоне, а потом приступайте к приклеиванию одежды, крыльев и волшебной палочки.

    Еще несколько советов:

      Для панно, картин, игрушек из природного материала понадобятся шишки, семена различных растений, желуди, сережки ольхи, березы, акации, плоды разных растений, листья, корни, цветы, ракушки.
      Потрясающе смотрятся оклеенные крупами (гречка, манка, кукуруза, просо, семена подсолнечника) или ракушками рамочки – для картин, фото или зеркала, а также деревянные шкатулки.

    Чтобы ребенок понял последовательность работы, следует вначале показать, как изготовить поделку. После того, как малыш узнал первые азы создания игрушки из природного материала, ему будет достаточно показать рисунок, картинку или фотографию готовой поделки, и он уже с пониманием процесса сможет изготовить ее самостоятельно. Затем ребенку нужно предлагать сделать из природного материала сказочных персонажей или увиденных зверей в зоопарке. Подобные занятия значительно развивают творческие способности, фантазию и воображение детей.

    Консультация для родителей «Природный материал, и его польза в развитии ребёнка»

    При работе с ребёнком, наряду с различными видами конструктивной деятельности, рекомендуется и конструирование из природного материала.
    В процессе конструирования из природного материала у детей развиваются:
    творческое воображение;
    изобретательность;
    глазомер;
    умение целесообразно и бережно использовать дары природы;
    проявляются трудолюбие, усидчивость.
    Дети учатся самостоятельно планировать и соотносить отдельные детали поделки, подбирать материал для игрушки-самоделки, знакомятся со свойствами природного материала, а главное- у них пробуждается интерес к природе, появляется бережное отношение к ней.
    В ходе подготовки к конструированию, организуйте с детьми экскурсии по сбору природного материала. Учите их собирать так, чтобы не нанести ущерб природе(бересту и кору, снимать с поваленных деревьев; шишки, семена, листья-опавшие, и так далее)
    Прежде чем приступить к изготовлению поделок, природный материал следует приготовить. Так, жёлуди прокалывают шилом, пока они свежие, в места прокола вставляются спички, палочки (со спичек заранее счищается сера).
    Веточки целесообразнее собирать изогнутые, имеющие форму острых, прямых и тупых углов. С их помощью можно сконструировать зверюшку или человека более выразительными и динамичными.
    Для конструирования туловища людей и животных применяются: шишки разного размера, формы и вида(сосновые, еловые, кедровые, ольховые), жёлуди, скорлупа орехов(грецкий, маньчжурский, фисташковый), различные косточки.
    Для изготовления головы- скорлупа орехов, маковые головки, жёлуди, небольшие шишки.
    Волосы делают из пуха, чертополоха, мочала, кукурузных «волосков».
    Глаза можно сделать из семян укропа, щавеля, гороха.
    Ноги и руки человечков, конечности животных - изготавливают, используя веточки липы, кустарников, корневища редиса, шишки.
    В качестве основания на которое устанавливаются поделки, можно использовать: древесные грибы, высушенные апельсиновые корки, спилы различных пород деревьев, древесную кору, корневища, ветки замысловатой формы.
    Основание оформляется мхом, который заранее собирают и хранят в тёмном месте, а также веточками или засушенными растениями.
    В возрасте 4-5 лет работа с природным материалом носит характер сотворчества детей и взрослых.
    Сначала надо научить детей делать самые простые поделки - грибок, птичку, кораблик.
    При изготовлении поделок из природного материала надо учесть следующее:
    не следует окрашивать природный материал, он достаточно красив в естественном виде, (наша задача научить ребёнка видеть его красоту);
    для поделок следует применять только материал, который не может уже использоваться в пищу и который уже относится к отходам(косточки, скорлупа от вареных яиц, орехов, шелуха, от лука)
    не использовать материал который может нанести вред ребёнку или угрожать его здоровью(репейник, колосья, ядовитые растения, скорлупа сырых яиц)
    не применять слишком хрупкий непрочный материал, который может легко повредиться уже в процессе работы.
    Поделки ребят целесообразно использовать для оформления игровых уголков. Работы можно объединить в один сюжет.
    Дети используют поделки в строительных играх, когда обыгрывают свои постройки в играх с песком, водой и так далее.
    Поделки детей используются также в качестве подарка младшим товарищам, друзьям, родителям, взрослым.

    Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережливого, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.
    Чтобы дети не были гостями в природной мастерской, а стали в ней хозяевами, задумаемся над тем, чем являются их встречи с природой в этой мастерской забавой, заполнением свободного времени или интересным делом. Изготовление игрушек, поделок из природного материала - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придет и ловкость в работе. На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание А. С. Макаренко. Он указывал, что материалы (глина, дерево, бумага и т.д.) "ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру... В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии".
    С прогулки дети часто приносят желуди, шишки, ветки; с экскурсии к водоему - красивые камушки, ракушки. Ребята подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала. Например, дети узнают, что орехи круглые, коричневые, с бугристой поверхностью. Желуди - овальные, блестящие, желтовато-коричневые. Рогоз цилиндрический, с мягкой бархатистой поверхностью, коричневый и т.д.
    Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.
    Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он нередко повреждает игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласности глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений. В. А. Сухомлинский писал: " Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли".
    Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Если, проследить путь работы с детьми по изготовлению поделок из природного материала, то можно заметить: вначале ребята рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления; затем после усвоения этого процесса - задания усложняются, воспитанникам показывают рисунок или фотографию игрушки, которую нужно сделать, и, наконец, они без предварительного анализа изготовляют поделку по заданию или собственному замыслу.
    Во время такой работы создаются условия для развития не только планирующей функции речи, но и речевой регуляции поведения. Возрастающее влияние словесной регуляции поведения ребенка проявляется и в повышении уровня его ориентировки во внешнем мире и в себе самом, в выработке новых знаний и умений.
    Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию у детей внимания - повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание. Например, во время изготовления собачки детям предлагают вначале посмотреть, где надо делать отверстия для лап (они должны быть расположены симметрично, на одном уровне, не слишком высоко и не слишком низко, чтобы были как настоящие), как прикрепить голову и другие детали.

    Поделки из природного материала в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.
    Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития. Сколько искренней радости, восторга приносят малышам незамысловатые поделки из ракушек, рогоза! Любимой игрушкой детей становится какой-нибудь забавный веселый человечек, изготовленный своими руками. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия.
    Труд по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Не так-то просто сделать игрушку: ее изготовление требует определенных волевых усилий. Когда ребенок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить. Иногда малышу не удается сразу выполнить какую-либо работу: подобрать шишки нужной формы для создания ослика, плюски из желудей для шапочек или соединить части игрушки определенным способом. Под руководством взрослого ребенок учится устанавливать причины неудач, преодолевать их. Постепенно у него формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
    В процессе работы с природным материалом создаются положительные условия формирования общественных мотивов труда, которые в старшем дошкольном возрасте приобретают значительную побудительную силу. Каждый ребенок получает возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле.
    В данном виде труда есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. Так, при изготовлении поделок ребята встречаются с необходимостью не только анализировать образец и планировать последовательность действий, но и контролировать себя по ходу работы, соотносить свой результат с образцом. Труд по изготовлению игрушек из природного материала может быть индивидуальным и коллективным. Коллективный труд приносит детям большую радость своей слаженностью, четкой организованностью. У ребят наблюдается стремление оказать друг другу помощь, заинтересованность результатом общего дела. Желательно использовать разнообразные виды коллективной работы детей для формирования у них умений планировать свою деятельность с учетом общей цели, распределять операции. Большое влияние коллективный труд оказывает на формирование у воспитанников детского сада дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества. Результаты коллективного труда, особенно одобряемые взрослыми, окрыляют ребят, побуждают их к выполнению новых поделок. За каждую работу они берутся все с большим эмоциональным подъемом. При правильной организации воспитательно-образовательного процесса работа с природным материалом становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста.
    В начале учебного года мы провели диагностику, цель которой: выявить у детей уровень знаний природного материала и использование этого материала в работе.
    Методика диагностики основана на беседе с детьми по картинкам.
    Вопросы:

      Найди картинку, где изображены: лист клена, лист дуба, лист рябины, лист шиповника, лист боярышника, лист ольхи.

      Найди картинку, где изображены семена клена, липы, ясеня.

      Найди картинку, где изображены плоды ели, сосны, лиственницы, ольхи.

      Назови плоды лиственных деревьев и кустарников (грецкие, лесные орехи, фисташки, желуди, каштаны, шиповник).

      Организовать игру "Чьи семена?". Выявить знание детей семян яблока, арбуза, винограда, дыни, абрикоса, персика.

      Какие поделки можно сделать из желудей, шишек, овощей?

    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Яна рудковская и евгений плющенко поженились
    Золото скифов: описание коллекции, история, тайны и мифы
    Поделка солнышко из ниток