Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Выкройка головы петрушки из ткани. Перчаточная кукла Петрушка своими руками

Герои русского кукольного театра известны малышам с самого раннего возраста. Одним из таких является Петрушка – своеобразный и характерный шут с веселым характером и добрым нравом. Первоначально он был создан в виде куклы перчаточного типа, которой движениями собственной руки можно было придать активный характер.

Соединяем изготовленные детали, получаем самую выразительную из народных кукол – Петрушку.

Как ещё можно её сделать?

Если голова из папье-маше может остаться такой же и у других вариантов куклы, то одежда может быть вязаная. На кукольных моделях такие вещи смотрятся особо трогательно и оригинально. Связать можно и голову. Такой герой делается методом вязания крючком по кругу столбиками безнакида. Народная любимая кукла может быть сшита полностью из ткани, используя специальные выкройки. Вырезав каждую деталь, шьем по местам их соединения. Затем наполняем внутреннюю полость головы чем-то мягким, например, поролоном, ватой,холлофайбером. Рубаху наполнять не стоит.
Это удобное место для руки, управляющей движениями куклы. К низу рубахи можно пришить ноги, изготовленные аналогичным образом. Тогда при оживлении игрушки движениями руки они будут смешно раскачиваться, придавая образу особой выразительности.Не бойтесь, что не получится! Сшейте и увидите, насколько это дело увлекательно и заманчиво. А герой, получившийся в результате такой интересной работы, будет не только симпатичным и милым, но и согретым теплом вашей души, которой со щедростью поделится с детьми.

Comments

Related posts:

Кукла перчатка своими руками, петрушка, буратино, дед, лиса, выкройки / Игрушки своими руками, выкройки, видео, МК Кукла тильда балерина своими руками, мастер класс / Игрушки своими руками, выкройки, видео, МК Кукла из ткани своими руками, фото, идеи, мастер класс, видео / Игрушки своими руками, выкройки, видео, МК Кукла Берегиня Северная своими руками, описание, фото, видео / Игрушки своими руками, выкройки, видео, МК

Кукольный театр с игрушками, одетыми на руку, великолепно развивает воображение детей, позволяет детям установить более тесные связи с окружающим миром, развивает моторику рук (если дети устраивают такой театр сами), является одним из первых развлечений от креативных родителей. Он может также стать любопытным творческим рукоделием дома или на любых соответствующих кружках для детей старшего возраста.

Настоящих, неординарных и интересных кукол из носков на самом деле создавать очень просто, и дело здесь не ограничивается нашиванием подобий глаз и носа. Главное, подберите не самые простые материалы и уделите свое время, чтобы подстегнуть воображение ваших детей, что так важно в современном электронном мире.

1. Соберите все необходимые принадлежности, которые, по вашему мнению, подойдут для создания кукол-петрушек. Найдите носки с дырками и/или без пары, слишком протертые и прочие, что уже не годятся для нОски. Постирайте, высушите и положите в кучу. Изначально выбирайте носки как можно более интересные: пушистые, с пальцами, неоднородной текстуры, полосатые по расцветке и проч. Добавьте к вашей куче разноцветные перья, тонкие ершики для прочистки труб, ватные шарики, пряжу, наборы пластиковых «глаз» из магазина для рукоделия, фетр или любой более мягкий и тонкий аналог этой ткани. И все прочее, что придет вам в голову подключить к работе. Под рукой у вас также должен быть горячий клей (его всегда можно заменить нитками, но в этом случае процесс займет больше времени) и картон.

2. Начните с выбранного носка. В данном случае это пушистый (чтобы создать эффект шерсти зверюшки) тянущийся носок, в котором образовалась дырка на пятке. На самом деле именно в таких носках чаще всего образуются дырки, так как они протираются быстрее прочих. Так что если вы покупали такие носки, скорее всего, найти дырявый для будущей куклы не составит труда.

3. Отрезаем от такого носка пятку (или ее остатки), создавая отверстие немного продолговатой формы, которое послужит ртом. Обметывать края, как правило, нет необходимости, т. к. они будут закреплены клеем на следующих этапах. Обратите внимание, что иногда рот делают на пятке, а иногда на противоположной от пятки части носка (на подъеме), чтобы пятка в свою очередь стала выпуклой головой куклы.

4. Возьмите любой более-менее мягкий картон (например, бок от любой картонной коробки или перегородку из нее и т. д.), нарисуйте на нем более-менее подходящий по размеру под рот для носка овал. Ножницами вырежьте получившееся.

Самый простой способ нарисовать ровный овал - это рисовать его при помощи прозрачного стеклянного стакана: обрисовать верхнюю половину, сдвинуть вниз примерно на сантиметра 2-3, обрисовать нижнюю половину.

5. Ровно посередине полученного овала - по горизонтали - нарисуйте линию сгиба и согните картон. На текущий момент у нас готова основа рта.

6. Используя овал как шаблон, вырежьте из фетра (лучше, конечно, розового или, в крайнем случае, коричневого/бежевого или красного цвета; если с цветами совсем напряженка, возьмите фетр того же цвета, что и носок, или, наконец, черный) точно такой же овал и наклейте его на картонный аналог - внутрь «рта».

7. По контуру нижней — и внутренней и внешней — кромки рта нанесите полоски клея.

8. Переверните носок вверх ногами и аккуратно просуньте заготовку с клеем под край, который теперь у вас в руках будет нижним (тот, что ближе к верхней части носка, а не к той, где находятся обычно пальцы); прижмите сверху и снизу край носка к клею.

9. Оттяните верхнюю часть картонного рта и почти точно также нанесите горячий клей, но теперь только по внутренней кромке. Далее также просуньте картон в носок, чуть натянув последний сверху, и приклейте кромку носка по краю картона. Поправьте рот, где это требуется, и затем дайте клею как следует просохнуть.

10. А вот теперь начинается настоящий креатив. Для начала набейте нос куклы обрезками любой (но не тяжелой ткани) ткани.

11. Возьмите небольшую часть ватного шарика, скатайте, чтобы получился более-менее ровный шарик и наклейте на него один из подвижных объемных глаз, что вы купили в магазине для поделок. Цвет глаз лучше выбирать контрастирующий с цветом носка.

12. Далее вам нужно будет «примерить» глаз к кукле. Так вы поймете, оптимально ли подходит размер глаза (не нужно ли отщипать еще немного от ватного шарика) и куда лучше глаз прикрепить. Сделайте второй такой же глаз и приклейте оба на выбранные места. Дайте клею высохнуть.

13. Намотайте пряжу контрастного цвета вокруг пальцев руки в несколько оборотов (или вокруг длинного куска картона - по длине, - если хотите, чтобы волосы у куклы были длинными), и в пару оборотов завяжите кусочком пряжи посередине по длине.

14. Разрежьте кончики полученных петель с каждой стороны.

15. Иголкой с ниткой или горячим клеем прикрепите «волосы» к голове куклы в выбранном вами месте.

16. Из перьев, особенно из тех, что как бы состоят из двух частей - пуха внизу и гладкой части выше - получаются отличные брови. Конечно, лучше всего выбирать перья более натуральных расцветок (бежевого, коричневого), но можно взять и такие, что будут совпадать по цвету с «волосами» куклы. Прикрепляем по перу над каждым глазом при помощи ниток или горячего клея. Даем клею высохнуть.

17. Опробуйте куклу на руке. Обратите внимание на то, как она смотрится и насколько вам удобно ею оперировать. Поправьте что-то, если в этом есть необходимость. Попрактикуйтесь во владении новым персонажем, в умении придавать ему те или иные «выражения лица». Сделайте для него не менее оригинальных друзей.

А теперь можно устраивать кукольный театр!

Добрый вечер Страна Мастеров! Сегодня я решила показать свой первый мастер- класс! У многих из Вас есть маленькие озорные детки, которых трудно удержать на месте! И этот Петрушка- игрушка- погремушка прежде всего для них! А также для родителей!
Началась эта история на одной выставке в Москве лет пять назад. Мама купила для моей сестренки похожую игрушку. С тех пор Маша подросла, а Петрушка лежал на чердаке, как и множество ненужных вещей. А на чердаке так интересно! Вот я и нашла эту игрушку. Рассмотрела её и решила сшить такую игрушку для своей соседки Анюты и её сестренки Машеньки, которой исполняется в августе два годика!

Итак начнем!
Необходимые материалы:
1. отрез ткани белого цвета (для головы), и ярких расцветок (для рубашки, конуса и колпачка).
2. картон
3. палочка для крепления конструкции (я использовала пластиковую от кашпо, а можно использовать и веточку)
4. клей Титан или другой прочный клей, а также ПВА
5. кусочек фетра для рук, бусинки для глаз, носа и рта
6. тесьма, кружево для украшения
Время, затраченное на изготовление игрушки max. 3 часа.

Вырезаем из крепкого картона полукруг, радиусом 14 см. и формируем конус, диаметром 7-8 см.

Обклеиваем конус тканью, заворачивая её во внутрь конуса.

Делаем выкройку рубашки. (У меня все размеры приблизительные). Важно: чтобы размер низа рубашки (+ 2 см.на припуск) равнялся диаметру конуса!

Шьем голову будущего Петрушки: квадрат 6 * 6. Шьем рубашку, оставляя отверстия для шеи, ладошек и для крепления к конусу. Собираем Петрушку, вставляя сначала палочку в голову, фиксируя её синтепоном, и затягивая нитками у основания. Затем одеваем рубашку на палочку и пришиваем рубашку к шее. Бедный Петрушка!

Делаем волосы для Петрушки(я использовала пряжу), шьем колпачок из треугольника, приклеиваем бусинки, пришиваем перчатки, украшаем и пришиваем на колпачок рыболовный бубенчик.

Намазываем изнутри крепким клеем края конуса, приблизительно 2 см. в высоту. И приклеиваем рубашку Петрушки к конусу. Важно: чтобы размер низа рубашки совпал с радиусом конуса. У меня получилась очень короткая рубашка, потому что я неправильно сделала диаметр конуса при склеивании и поэтому Петрушка не совсем прячется! Так что пришлось Петрушку опускать ниже в конус! Пожалуйста не повторяйте мою ошибку!!!

А теперь внимание! Придерживая конус рукой, поднимайте и опускайте палочку. И увидите, что будет! Обещаю, это будет очень интересно для Вас и ваших детей!

Управление образования администрации Константиновского района

Амурской области

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Центр внешкольной работы»

Номинация: Разработка мастер – класса

Тема: Изготовление перчаточной куклы «Петрушка»

Чупракова Ольга Ивановна,

педагог дополнительного образования

МОУ ДОД «Центр внешкольной работы»

8-961-954-71-85

с. Константиновка

2015 г.

Оглавление

Введение 3

1. Основная часть 4

1.1 Организационный момент 4

1.2 История Петрушки 5

1.3 Инструменты и материалы 5

    1. Подготовка массы папье – маше 6

1.5 Лепка головы 7

1.6 Пошив костюма 8

1.7 Роспись головы 9

1.8 Изготовление волос 10

1.9 Соединение деталей куклы 10

Заключение 11

2. Список использованной литературы и источников 12

3. Приложения

3.1 Выкройка костюма и шапки 13

3.2 Схема перчаточной куклы 14

3.3 Словарь театральных терминов 15

3.4 Техника безопасной работы 16

3.5 Куклы, изготовленные в технике папье – маше 17

Введение

Кукольный театр- одно из самых любимых зрелищ для детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки – только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенное все возможно.

Кукла-перчатка петрушечного типа или, как ее часто называют, кукла на руку - самый распространенный и простой в изготовлении и управлении тип кукол для кукольного театра, доступный для детей, что послужило поводом для разработки настоящего мастер – класса.

Данная разработка представляет собой пособие по организации и проведению мастер – класса с учащимися творческих объединений учреждений дополнительного образования, общеобразовательных организаций, педагогов дополнительного образования , учителей, реализующих программы по кукольному театру.

Перед проведением данного мастер – класса, необходимо предварительно провести беседу о видах кукол для кукольного театра, истории перчаточной куклы с использованием презентации, показать сценку с использованием перчаточных кукол изготовленных в этой технике старшими учащимися.

Эта техника изготовления перчаточной куклы менее трудоемкая,(чем предлагается во многих источниках: изготовление формы из пластилина, обклеивание бумагой, разрезание и склеивание), куклы получаются крепкими и легкими, поэтому их можно использовать неоднократно, меняя только костюм. С данной методикой вполне могут справиться учащиеся 3-4 класса, которые занимаются в творческом объединении кукольный театр первый год.

Данный мастер – класс целесообразно проводить в два этапа, т.к. необходимо время для просушки деталей изделия, оптимальный курс - 2 дня. Волосы для куклы можно прошить руками швом «назад иголка» или на швейной машине под руководством педагога.

Цель: изготовление перчаточной куклы «Петрушка» для кукольного театра

Задачи: Образовательные:

- знакомство с историей возникновения куклы Петрушка;
- формирование художественных навыков при изготовлении кукол.

Воспитательные:

Воспитание бережного отношения к русским традициям и исторически сложившемуся уважению русского народа к театру.

Развивающие:

Развитие творческих способностей, воображения, фантазии;

Развитие интереса к творчеству, театру.

1.Основная часть

1.1 Организационный момент

В. Берестов «Рука – артистка».

Превращается рука

То в котёнка, то в щенка.

Чтоб рука артисткой стала

Нужно очень, очень мало:

Специальные перчатки,

Ум, талант – и всё в порядке.

В ходе нашего мастер – класса вы познакомитесь с приемами создания театральной куклы из подручных материалов, изготовите своими руками перчаточную куклу, отгадайте какую:

Мой красивый колпачок

Сдвинут лихо на бочок.

Я забавная игрушка,

А зовут меня… (Петрушка)

Ну, конечно же, Петрушка.

1.2 История Петрушки.

Именно с Петрушки начал свое существование кукольный театр на Руси. Первый кукольный театр появился на свет очень давно, еще в Древнем Риме. Главным героем его представлений стал веселый, неунывающий Пульчинелла. Народные кукольные герои, умевшие выразить чувства простых людей, появились и в других странах. Во Франции любимцем зрителей стал Полишинель, а в Англии – Панч, в Турции – Карагёз, а в Германии – Гансвурст

По характеру, смелости, дерзости, насмешливости все они – родственники нашего Петрушки. То, что не могли, не решались произнести вслух мужики и

рабочие люди, громко выкрикивали на площадях и ярмарках куклы. А что сделаешь Петрушке? Представления бродячих кукольников запрещались. Деревянные подмостки и ширмы убирали. Но, на завтра, Петрушкина ширма появлялась в соседнем селе и кукла снова дерзко и смело, во весь голос выражала тайные мысли собравшихся зрителей.

Внешность Петрушки отнюдь не русская: у него преувеличенно большие руки и голова, гипертрофированные черты лица. Большие глаза и огромный нос с горбинкой, Петрушке достались от итальянского Пульчинеллы. Многие ошибочно считают, что широко раскрытый рот Петрушки – улыбка, однако это не так, будучи отрицательным персонажем, Петрушка постоянно растягивает губы в оскале.

Мы же с вами сделаем доброго, веселого Петрушку. Кукла состоит из двух частей: головы и туловища (перчатки, от этого кукол и называют перчаточными).

Голову будем делать из папье – маше. Папье – маше, в переводе с французского, означает «жеваная бумага» - это легко поддающаяся формовке масса, получаемая из волокнистых материалов (бумага, картон), обычно с добавлением клеящих веществ .

1.3 Инструменты и материалы, необходимые для работы:


Для головы: тара от яиц, клей ПВА, газеты, малярный скотч. Для окраски: водоэмульсионная краска для грунтовки, акриловые краски, кисти, картон, степлер, клеевой пистолет.

Для туловища (перчатки): ткань (флис розового цвета для ладошек, для костюма - двух разных цветов), нитки, ножницы, иглы, пряжа для волос, выкройки (см. приложение №1), схема куклы (см. приложение №2).

1.4.Подготовка массы папье – маше.

Измельчаем яичную тару, складываем в емкость, заливаем горячей водой, оставляем на 10 минут для размягчения,после чего разминаем массу руками, пока она не примет кашеобразное состояние.


Затем процеживаем через марлю, отжимая лишнюю воду. Добавляем клей ПВА из расчета: 3 части массы, 1 часть клея, хорошо перемешиваем.


Рассмотрев схему куклы,мы видим, что в голове должно быть углубление для пальца, поэтому необходимо изготовить одну патронку для головы и две- для рук(см. приложение №3). Для этого полоску картона шириной равной длине указательного пальца оборачиваем вокруг пальца и закрепляем степлером или клеем.

1.5 Лепка головы.

Сминаем газету и оборачиваем патронку не туго, формируя шар (достаточно двух газет), закрепляем газету малярным скотчем.


Обклеиваем массой заготовку, приглаживая пальцами.

Прикладываем дополнительно кусочки массы на лоб, нос, щеки, подбородок и губы. Для глаз делаем углубления пальцами.

Разглаживаем всю заготовку. Оставляем для просушки на 2 дня, вставив в патронку палочку.

1.6 Пошив костюма

Инструктаж по технике безопасности (приложение №4).

Приступаем к изготовлению туловища – перчатки.

Для этого на бумаге обводим руку, подогнув средний и безымянный палец.

Измеряем окружность головы, делим пополам (26:2), рисуем треугольник со стороной 13 см, вырезаем выкройки.

Раскладываем выкройки на ткани, сложенной вдвое (один слой одного, второй -другого цвета).


Обводим выкройки и вырезаем. Детали туловища разрезаем пополам и раскладываем, совмещая половинки разных цветов. Сшиваем детали петельным швом.


Рисуем ладошку – рукавичку, по запястью костюма на бумаге. Вырезаем выкройку. Обводим выкройку на розовой ткани, вырезаем и сшиваем петельным швом.


Вкладываем в ладошки по кусочку синтепона и вставляем патронки, закрепляя клеевым пистолетом. Приклеиваем ладошки к костюму.


1.7 Роспись головы.

Грунтуем голову куклы водоэмульсионной краской. Даем просохнуть, тем временем разводим краску телесного цвета (белый+красный+желтый) и покрываем заготовку.


Намечаем место для глаз, рисуем глаза, брови, губы кисточкой, при помощи поролона румяним щеки.

И нам уже улыбается веселый Петрушка!

1.8 Изготовление волос

Для волос нитки наматываем на картонную рамку и прошиваем посередине.


Снимаем с рамки, разрезав по краю. Приклеиваем волосы по окружности головы.


1.9 Соединение деталей

Приклеиваем шапочку и туловище клеевым пистолетом.


Можно дополнительно украсить костюм пуговицами, шапочку кисточкой.

Наш Петрушка готов к выступлению!

Заключение

В этой технике можно изготавливать различные персонажи для кукольных спектаклей. (см. приложение № 5)

Кукла, созданная своими руками, имеет большое значение в творческом развитии ребенка и является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности. Основное тут - не конечный результат, гораздо важнее сам процесс: создавать и реализовывать собственный образ, отражающий индивидуальность автора. С этого начинается художественный опыт ребенка, благодаря которому возникает интерес к творчеству.

Рефлексия.

Молодцы! Занимались вы сегодня хорошо.

Посмотрите внимательно на стол. Здесь вы видите две куклы: Машеньку и Капризулю. Они не просто здесь стоят с корзинками. Если вам понравился мастер - класс и всё понятно, то вы берёте индикаторы вашего настроения (см. приложение №6) (смайлики: улыбка, радость и грусть) и кладёте им в корзинки.

Маше в корзинку вы кладёте:

Смайлик «улыбка» - занятие понравилось и всё понятно.

Смайлик «радость» – занятие заинтересовало и подняло мне настроение.

А в корзинку Капризули:

Смайлик «грусть» - ничего не изменилось в моём настроении, мне ничего не понятно.

Уважаемые гости, очень просим вас оставить своё мнение в виде смайликов.

Спасибо всем за внимание!

2. Список использованной литературы и источников

    Алянский Ю. Л. Азбука театра:50 маленьких рассказов о театре. – «Детская литература» 1990.- 159 с.

    Гукасова А.Л. Внеклассная работа по труду. – «Просвещение», 1981.

    www.olesya-emelyanova.ru

Приложение №1

Выкройка костюма и шапки

Приложение №2

Схема перчаточной куклы


Приложение №3

Словарь театральных терминов

Гансвурст - герой немецкого народного драматического театра и театра кукол. Его имя в переводе значит «Ганс-колбаса». Появившись в XVI веке, Гансвурст уже через два столетия уступил место новому национальному герою - Касперу, который, впрочем, унаследовал некоторые его черты.

Карагез (Черный глаз) - герой турецкого народного теневого театра кукол. Славился своими солеными шутками и активной ненавистью к власть имущим.

Патронка – трубочка, которая вклеивается или вшивается в шею и руки куклы. Патронка позволяет закрепить голову и руки куклы на пальцах кукловода.

Панч - популярный герой английского театра кукол. Среди кукольных героев разных стран снискал славу хулигана и драчуна. Панчу неизменно сопутствует его жена Джуди. Представления Панча и Джуди пользовались в Англии огромной популярностью и сохранились до сих пор. Их репертуар - образец народного английского юмора злой сатиры

Перчаточная кукла (иначе называется - петрушечная, по имени героя русского народного театра кукол Петрушки). Термин «перчаточная кукла» точнее отражает способ управления куклой, которая надевается чаще всего на три пальца руки кукловода: один палец - в голову куклы, два пальца - в руки куклы.

Пищик - простейший инструмент, при помощи которого рождался высокий, пронзительный голос Петрушки, являвшийся одной из наиболее характерных его особенностей. Пищик изготовлялся из двух тонких металлических пластинок, стянутых ниткой так, что между ними образовывалась щель. Кукольник произносил текст Петрушки с пищиком во рту.

Пульчинелла, персонаж итальянской комедии.

- герой французского театра кукол. Возник в середине XVIII века. Находится в прямой связи с итальянским , но Полишинель обзавелся двумя горбами - спереди и сзади. Как говорят, горб спереди появился от обжорства. Полишинель по своему характеру- весельчак и немножко циник.

Шарманка - старинный музыкальный инструмент, в сопровождении которого шло представление Петрушки. Принцип устройства шарманки такой же, как и музыкальных шкатулок.

Приложение №4

Техника безопасности при работе с ножницами:
1. Соблюдать порядок на рабочем месте, не закладывать ножницы бумагой и другими материалами.
2.Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
3.Ножницы во время работы находятся справа, кольцами к себе.
4.Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
5.Лезвия ножниц должны быть остро наточенными.
6.Ножницы нужно передавать только кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
7.Нельзя держать ножницы концами вверх.
8.При работе с ножницами необходимо следить за направлением резания и пальцами левой руки, которые поддерживают материал.
9.Нельзя резать на ходу, поворачиваться, наклоняться в направлении пола.
10.Ножницами нужно работать только сидя за столом.
11.Ножницы каждый раз после работы убирают на свое место.

Техника безопасности при работе с иглами, булавками:
1.Располагать иглу на магните и игольницу на столе справа, острым концом от себя.
2.Передавать колющие предметы острым концом от себя.
3. При работе с иглой пользоваться наперстком, магнитом.
4.Не вкалывать иголки и булавки в одежду или случайные предметы.
5.Сломанную иглу следует отдать педагогу.
6.Нельзя брать иглы, нитки, пуговицы и другие предметы в рот.
7. Желательно, чтобы в игле всегда была нитка с завязанным узелком на конце.
8.Каждый раз, после работы, колющие предметы убирают на своё место.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Формы и методы работы с родителями в доу
Уголки в детском саду: оформление по фгос
Как сшить юбку-солнце для девочки и с чем ее носить?